О популярности тематических фондов / 11 Июля 2022 |
Тематические фонды имеют долгую историю — кто-то может сказать, что у них богатое прошлое. С самого начала они были придуманы так, чтобы завладеть воображением инвесторов и их активами, заманивая их убедительными рассказами и перспективой получения огромной прибыли. Но большинство из них проделали гораздо лучшую работу по раскручиванию историй, чем по увеличению богатства инвесторов. Историю тематических фондов можно проследить с конца Второй мировой войны. В 1948 году чикагская Television Shares Management Corp. учредила Телевизионный фонд, который стремился получить прибыль от растущей телевизионной индустрии в то время, когда в Соединенных Штатах насчитывалось около 1 миллиона телевизоров, а цветное телевидение вот-вот должно было дебютировать. В 1950 году этот фонд стал Фондом телевизионной электроники, что означало расширение масштабов инвестиций. Эта оперативная корректировка инвестиционных стратегий фондов по мере развития тем была отличительной чертой тематических фондов на протяжении десятилетий. Кемпер приобрел фонд в 1970 году. Его новый владелец еще больше расширил сферу деятельности фонда, переименовав его в Kemper Technology. Таким образом, фонд оказался еще дальше от своей первоначальной узкой тематической направленности, что разделило судьбу многих последующих тематических фондов. Тематическое инвестирование и инвестирование в «акции роста» являются близкими родственниками. Концепция инвестирования в «акции роста» набрала обороты в 1950-х гг. T. Rowe Price запустил свой взаимный фонд акций роста в 1950 году. Покойный сэр Джон Темплтон основал компанию Growth Companies Inc., предшественницу Templeton Growth, которая была основана в 1954 году. Один из первых сторонников инвестирования в «акции роста», Филлип Фишер, опубликовал первое издание книги “Обыкновенные акции и необыкновенная прибыль”, основного учебника для инвесторов в «акции роста», в 1958 году. К середине 1950-х годов дебютировал ряд тематических фондов, ориентированных на технологии будущего, в том числе Atomic Development Mutual Fund, Science and Nuclear Fund; Nucleonics, Chemistry & Electronics Shares; и the Missiles-Rockets-Jets & Automation Fund. К 1960-м годам стали популярны и другие футуристические тематические фонды, такие как Океанографический фонд Стедмана, который инвестировал в компании, занимающиеся сельским хозяйством и строительством подводных сообществ. Но, как и “Джетсоны”, эти фонды имели ограниченный успех в 1960-х годах. Одним из наиболее запоминающихся эпизодов в долгой истории тематических фондов был взлет и падение интернет-фондов. В 1995 году японский управляющий активами Daiwa запустил первый интернет-тематический фонд: Daiwa U.S. Internet Open. По мере раздувания «пузыря доткомов» также росло число запусков тематических фондов, связанных с Интернетом и технологиями. Но после того, как пузырь лопнул, подавляющее большинство этих фондов закрылось. Сегодня из 50 интернет-фондов, созданных в тот период, осталось только пять. В последние годы рынок тематических фондов расширился. Сегодняшние тематические фонды пытаются использовать темы векового роста, начиная от искусственного интеллекта и заканчивая поколением Z. По состоянию на конец декабря 2021 года в глобальной базе данных Morningstar насчитывалось 1952 уцелевших фонда, которые соответствуют определению тематических. За два года до конца 2021 года активы в этих фондах выросли почти в три раза до 806 миллиардов долларов с 255 миллиардов долларов по всему миру. По состоянию на конец 2021 года активы глобальных тематических фондов составляли 2,7% всех активов, инвестированных в фонды акций по всему миру, по сравнению с 0,8% 10 лет назад. В 2021 году во всем мире дебютировали рекордные 589 новых тематических фондов, что более чем вдвое превышает предыдущий рекорд в 271 запуск в 2020 году. Их популярность достигла пика в апреле 2021 года, когда 12-месячный приток средств в глобальные тематические фонды превысил 241 миллиард долларов. К концу апреля 2022 года эта цифра сократилась почти на 76% и составила 59 миллиардов долларов. Потоки иссякли, и главным виновником этого является низкая доходность в последнее время. В 2021 году 115 из 164 (70%) тематических ETF, существовавших с начала года до его конца, показали положительную доходность. За год до апреля 2022 года только 74 из 309 (24%) тематических ETF, существовавших на начало года, показали положительную доходность. Этот резкий поворот к худшему в показателях помогает объяснить резкое сокращение объема новых денежных средств, поступающих в эти фонды Тройная ставка Инвесторы в тематические фонды делают тройную ставку (термин из ипподрома). В частности, они неявно делают ставку на то, что: 1. Выбор выигрышную тему — ту, которая реальна и долговечна. 2. Выбор фонда, который хорошо подходит для использования этой темы - фонда, владеющего акциями, способными извлечь из этого значительную выгоду. 3. Выбор темы, которую еще не оценил рынок. Шансы на выигрыш по этим ставкам невелики, но выплаты могут быть значительными, как показывают недавние результаты некоторых тематических фондов с доходностью более 100% за календарный год. Выбрать выигрышные темы непросто. Чтобы иметь долгосрочные инвестиционные преимущества, темы должны быть долговечными и предоставлять возможность получения прибыли. Но часто они носят временный характер и/или не приносят прибыли публичным акционерам. Примеры ETF, предназначенных для извлечения выгоды из тем с коротким сроком годности, включают ныне несуществующий ETF Innovation Alpha Trade War, запущенный в разгар торговой напряженности между США и Китаем в 2019 году, и ProShares Supply Chain Logistics ETF (SUPL), который дебютировал в апреле, когда появились сообщения о забитых цепочках поставок и скоплениях судов плавание за пределами крупных портов попало в заголовки газет. Выбор фондов, которые имеют хорошие возможности для получения прибыли от конкретной темы, также может быть непростой задачей. Нередко, это – иллюзия. Фонды инвестирую во что угодно, кроме заявленной темы. Возьмем, к примеру, пару веганских ETF: американский веганский климатический ETF (VEGAN) и VegTech Plant-based Innovation & Climate ETF (EATV). По состоянию на 9 мая 2022 года тремя крупнейшими холдингами VEGN были Tesla (TSLA), Nvidia (NVDA) и UnitedHealth Group (UNH). В тройку крупнейших холдингов EATV вошли производители пищевых ингредиентов, ароматизаторов, ароматизаторов и пищевых красителей Ingredion (INGR), Givaudan SA (GVDNY) и Sensient Technologies (SXT). Очевидно, что портфели только одного из этих фондов соответствуют его названию. Инвесторам недостаточно правильно выбрать тему — им нужно убедиться, что тематические фонды владеют правильными акциями, чтобы извлечь выгоду из тренда. К тому времени, когда тема попадает в заголовки газет, есть вероятность, что рынок пронюхал об этом и вложил свой энтузиазм в акции. К тому времени, когда один или несколько тематических фондов будут запущены, чтобы попытаться извлечь выгоду из темы, есть большая вероятность, что эти акции будут оценены другими. Но если инвесторы «опоздают на вечеринку», велика вероятность того, что будущая прибыль их разочарует. За последние годы мы видели множество примеров этого — от ARK Innovation ETF (ARKK) до Defiance Digital Revolution ETF (NFTZ). Как следует из его тикера, NFTZ предназначен для того, чтобы предлагать доступ к акциям “с соответствующим тематическим доступом к нефункционирующим токенам, блокчейну и экосистемам криптовалют”, по словам его эмитента. С момента своего создания 1 декабря 2021 года фонд потерял чуть более 64% своей стоимости. Оглядываясь назад, можно сказать, что запуск NFTZ, возможно, поставил на первое место недолговечную любовь рынка к этим тенденциям. Долгосрочные показатели доходности тематических фондов не привлекают. За 15 лет до декабря 2021 года 78% всех тематических фондов по всему миру были ликвидированы или объединены, еще 12% выжили, но отстали от индекса Morningstar Global Markets, и лишь около 10% выжили и превзошли мировой эталон фондового рынка. Инвесторы должны подходить к тематическим фондам с осторожностью.ДРУГИЕ НОВОСТИ Правило «60/40» с левреджем → Газ - за рубли → Что делают эмитенты биржевых фондов для повышения доходности клиентов? Каждая мелочь помогает → |
не интересно |
средне |
полезно |
(Нет голосов) |