В строке поиска вы можете ввести тикер или ключевые слова. Вам будет предложена подборка статей на нашем сайте, где упоминаются эти данные.
Наш канал в Telegram

ETF венчурных инвестиций / 6 Декабря 2019

Одним из наиболее интересных вариантов диверсификации «традиционных» инвестиционных портфелей являются увеличение в их структуре доли венчурных инвестиций.

Одним из результатов проводимой на протяжении последних нескольких лет ультрамягкой монетарной политики стал феноменальный рост как развитых, так и развивающихся рынков акций, многие из которых достигли своих исторических максимумов или, как минимум, приблизились к ним. Продолжительный рост локальных рынков акций в сочетании с объективно «накапливающимися» в мировой экономике структурными проблемами приводит к тому, что инвесторы начинают активно искать способы диверсификации своих инвестиционных портфелей. Данная тенденция носит глобальный характер, в частности, именно с ней связан повышенный интерес инвесторов к альтернативным вариантам вложения капитала.
Одним из наиболее интересных вариантов диверсификации «традиционных» инвестиционных портфелей являются увеличение в их структуре доли венчурных инвестиций. Подобные инвестиции потенциально отличаются очень высоким уровнем доходности (у «выстреливших» венчурных проектов она вполне может достигать 100% годовых и более), однако и риски, связанные с их осуществлением, очень высоки (даже у самых успешных венчурных инвесторов доля «провальных» венчурных проектов составляет около 50-60%).
Стоит отметить, что сейчас и у институциональных, и у частных инвесторов есть возможность вкладывать средства в самые разнообразные венчурные проекты (например, с помощью специализированных венчурных платформ, через объединения венчурных инвесторов, венчурные фонды и т.д.), т.е. в принципе любой участник рынка, располагающий свободным капиталом, может самостоятельно «войти» в венчурный проект. Тем не менее, многие венчурные проекты предполагают наличие минимальной суммы инвестирования, причем ее размер может серьезно варьировать. Например, некоторые венчурные фонды, имеющие положительную историю успешной работы, работают с только суммами от 1000000 долл. и выше, а специализированные платформы для венчурного инвестирования, являющиеся наиболее «демократичными» в этом отношении, предлагают инвесторам вкладывать от 10000 долл. в венчурные проекты. Наличие подобных «пороговых» ограничений приводит к тому, что инвесторам становится достаточно сложно сформировать диверсифицированный портфель венчурных проектов, так как для достижения этой цели требуется не только значительная сумма, но и достаточно высокий уровень инвестиционной экспертизы (как правило, при выборе венчурных проектов предпочтительно придерживаться принципа отраслевой диверсификации, т.е. инвестор должен хорошо разбираться в специфике самых разных отраслей и секторов экономики и, что крайне важно, адекватно оценивать перспективы их развития).
Кроме того, в подавляющем большинстве случаев венчурные инвестиции ориентированы на достаточно продолжительный срок вложений (считается, что минимальный срок венчурных инвестиций составляет от 3 до 5 лет, при этом в течение всего этого периода инвестор не получает никаких текущих доходов) и нередко предусматривают явный запрет на изъятие инвестированных средств в течение определенного периода (обычно – от 1 года до 3 лет).
Несмотря на объективно присущие венчурному инвестированию недостатки, в условиях текущей рыночной конъюнктуры оно обладает целым рядом серьезных преимуществ.
Во-первых, доходность венчурных проектов крайне слабо коррелирует с доходностью «публичных» финансовых рынков (многие специалисты по венчурному инвестированию полагают, что подобная корреляция вообще отсутствует).
С этой точки зрения венчурные проекты становятся очень привлекательными в условиях длительной стагнации или масштабного снижения «публичных» финансовых рынков. Это происходит сразу по нескольким причинам:
а) венчурные проекты в значительной меньшей степени подвержены влиянию краткосрочных конъюнктурных факторов (например, с позиции венчурных инвесторов, реализующих проект в нефтяной отрасли, снижение цен на нефть на 3%, произошедшее по итогам одной торговой сессии, не играет никакой роли и фактически может быть проигнорировано, то время как котировки акций публичных нефтяных компаний обязательно отреагируют на эту новость);
б) подавляющее большинство венчурных проектов можно смело назвать «нишевыми»: они ориентированы на относительно небольшие рыночные сегменты, для которых характерно ограниченное количество участников, имеющих четко сформированные потребности или актуальные задачи, имеющие критичный характер для бизнеса.
Во-вторых, венчурные проекты характеризуются колоссальным потенциалом роста (по крайней мере, потенциально). Это объясняется их относительно небольшими масштабами и ярко выраженной ориентацией на использование перспективных идей. Соответственно, если реализуемая в рамках венчурного проекта идея оказывается эффективной, то масштабы венчурного проекта могут расти в геометрической прогрессии. Именно этим они выгодно отличаются от крупных публичных компаний, имеющих большую рыночную историю, для которых одной из долгосрочных стратегических задач является поддержание темпов роста бизнеса, «устраивающих» их акционеров (при этом участники рынка прекрасно понимают, что крупные компании, как правило, имеют ограниченные возможности по дальнейшему наращиванию масштабов бизнеса именно в силу того, что «они и так уже очень велики»).
В-третьих, венчурные проекты позволяют инвесторам получить доступ к тем отраслям, которые характеризуются достаточно низким уровнем публичности (они по разным причинам практически не представлены на публичном рынке).
В настоящий момент на глобальном рынке есть всего один биржевой фонд – Renaissance IPO ETF (IPO), который ориентирован на вложения в венчурные проекты. Этот фонд инвестирует в венчурные проекты (преимущественно – в стартапы), в момент проведения компаниями первичных публичных размещений, т.е. не на самых ранних стадиях венчурного проекта, а только после того, как конкретный венчурный проект доказал свою жизнеспособность.
Применение подобного подхода позволяет решить сразу две важных проблемы: с одной стороны, он дает возможность сократить перечень потенциальных объектов инвестирования, «отсеяв» те венчурные проекты, которые так и не смогли доказать свою эффективность на практике (например, венчурный проект остается «хронически убыточным»), а, с другой стороны, он объективно позволяет решить «проблему публичности» венчурных инвестиций (по сути, ETF включает акции в состав своего инвестиционного портфеля в момент смены венчурной компанией статуса с непубличного на публичный).
Как показывает практика, данный подход является весьма эффективным: с начала 2019 года (по 28 ноября включительно) биржевой фон Renaissance IPO ETF (IPO) прибавил 23,00%.





ДРУГИЕ НОВОСТИ
ETFs, ориентированные на получение текущих доходов →
ETFs, использующие стратегию 130/30 →
EAFE ETFs →
не интересно
средне
полезно
(Голосов: 4, Рейтинг: 2.75)

Все права защищены и охраняются законом. All Etf © 2011-2018