В строке поиска вы можете ввести тикер или ключевые слова. Вам будет предложена подборка статей на нашем сайте, где упоминаются эти данные.

Транспортные ETFs

Одним из наиболее очевидных преимуществ биржевых фондов является то, что они позволяют частным инвесторам «перешагнуть» за границы национальных рынков ценных бумаг и добиться качественной глобальной диверсификации инвестиционных портфелей по самым разнообразным признакам (используемым финансовым инструментам, странам, отраслям и т. д.).

Пожалуй, среди российских частных инвесторов самым популярным направлением диверсификации портфелей является отраслевая диверсификация. Дело в том, что отраслевая структура отечественного рынка акций является несколько нетипичной по сравнению с большинством других рынков: мало того, что она имеет очевидный «перекос» в пользу сырьевых отраслей экономики, но и общее количество отраслей, широко представленных на фондовом рынке очень мало. В частности, об этом наглядно свидетельствует отраслевая структура индекса «голубых фишек» Московской биржи, который в настоящее время рассчитывается на основании рыночных котировок 17 наиболее ликвидных выпусков акций, из которых 7 относятся к нефтегазовому сектору, причем их общая доля в индексе составляет 53,91%.

Кроме того, многие отрасли и сектора экономики, интересные с точки зрения инвестирования, представлены на российском рынке акций весьма скромно (зачастую вся отрасль представлена 2-5 выпусками акций, относящихся к акциям «второго» или, что бывает гораздо чаще, «третьего эшелона»).

Типичным примером в этом отношении является транспортный сектор, причем с учетом географических и климатических особенностей нашей страны в целом он развит относительно неплохо (по оценкам специалистов Высшей школы экономики, по итогам 2012 года доля транспорта и связи в структуре российского валового внутреннего продукта составила 7,0%).

Тем не менее, если говорить о 4 основных видах коммерческих перевозок пассажиров и грузов (автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный), то на национальном рынке акций нет ни одной компании, которая занимается автомобильными перевозками, 1 компания («ТрансКонтейнер») осуществляет перевозки по железной дороге, 3 компании – водные перевозки («Дальневосточное морское пароходство», «Приморское морское пароходство», «Северо-Западное пароходство») и 3 – воздушные перевозки («Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр»).

Еще более плачевно обстоят дела в области транспортной инфраструктуры: «классических» инфраструктурных компаний на отечественном рынке всего 2 – «Транснефть» (трубопроводный транспорт) и «Новороссийский морской торговый порт» (портовая инфраструктура).

Таким образом, можно констатировать, что, в принципе, на российском фондовом рынке инвестировать в транспортный сектор можно, однако набор доступных участникам рынка инструментов является весьма ограниченным.

Если же рассматривать транспортный сектор в мировом масштабе, то сейчас в нем можно выделить, как минимум, одну глобальную инвестиционную идею – восстановление мировой экономики. Безусловно, оно позитивно отразится не только на транспортном секторе (в этом случае положительная динамика будет характерна для большинства отраслей), однако именно в нем «восстановительный эффект», скорее всего, проявится значительно быстрее и будет гораздо большим по своим масштабам по сравнению с другими отраслями.

Подобные ожидания обусловлены тем, что транспортный сектор сам по себе является ультраэластичным, т. е. ускорение роста национальной экономики приводит к мультипликативному росту в транспортном секторе. В зависимости от состояния отдельно взятой национальной экономики «эффект мультипликатора» может быть различным, однако в среднем рост экономики на 1% приводит к росту грузооборота и пассажирооборота на 2,0-5,0%. При этом транспортный сектор очень быстро может отреагировать на увеличение спроса на перевозки, хотя бы потому, что уровень загрузки транспорта, как правило, является неполным (обычно он составляет порядка 75-90%).

Согласно прогнозам экономистов, в 2014 году темпы роста мировой экономики должны ускориться. Например, по оценкам Всемирного банка, по итогам 2013 года мировой валовой внутренний продукт вырастет на 2,2%, а в 2014 году – уже на 3,0%. Эксперты Международного валютного фонда дают несколько более оптимистичный прогноз: они ожидают роста мировой экономики в текущем году на 2,9%, а в следующем – на 3,6%. При этом обе организации ожидают, что российская экономика, по крайне мере, в этом году, будет расти медленнее мировой (Международный валютный фонд полагает, что ВВП России в 2013 году вырастет на 1,5%, а Всемирный банк – на 1,8%).

Таким образом, эту инвестиционную идею логично реализовывать на не российском рынке акций, что, впрочем, довольно затруднительно в силу его узости и низкой ликвидности акций компаний транспортного сектора, а на зарубежных фондовых рынках, причем рынок ETFs дает возможность сделать это без особых усилий путем инвестиций в транспортные биржевые фонды.

Нужно отметить, что за рубежом транспортные ETFs, как правило, ориентированы на инвестиции в акции компаний, которые непосредственно занимаются пассажирскими и грузовыми перевозками, причем у инвесторов есть возможность как вложить свои средства в глобальный биржевой фонд, так сделать ставку на быстрый рост перевозок в отдельном макрорегионе или стране.

Так, глобальный биржевой фонд Guggenheim Shipping Index, ориентирующийся на вложения в акции компаний, занимающихся морскими перевозками, прибавил с начала года (по 9 октября) 22,86% (в настоящее время в структуре его портфеля наибольший удельный вес имеют акции американских, датских и японских морских перевозчиков).

Неплохие результаты показали и биржевые фонды, специализирующиеся на инвестировании в акции американских транспортных компаний: с начала года фонд iShares Dow Jones Transportation Average Index Fund принес инвесторам 22,99%, а фонд SPDR S&P Transportation сделал инвесторов богаче на 29,58%.

Идея опережающего роста транспортного сектора в условиях оживления мировой экономики также может быть эффективно реализована с помощью ETFs, инвестирующих в акции производителей транспортных средств. Например, фонд First Trust NASDAQ Global Auto Index Fund, портфель которого включает акции практически всех крупнейших мировых автопроизводителей, с начала года продемонстрировал впечатляющий рост на 32,66%.

Опосредованно идею транспортного бума можно «отыграть» через инфраструктурные ETFs: в большинстве подобных биржевых фондов удельный вес акций компаний, так или иначе связанных со строительством и обслуживанием транспортной инфраструктуры, достаточно велик (в частности, инфраструктурный фонд iShares Global Infrastructure с начала года прибавил 8,67%, а фонд SPDR FTSE / Macquarie GI 100 – 11,85%).

Резюмируя все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что для инвесторов, рассчитывающих на ускорение роста мировой экономики в ближайшие один-два года, включение транспортных ETFs в состав инвестиционного портфеля с долей порядка 3-5% является вполне логичным и обоснованным шагом.




ДРУГИЕ НОВОСТИ
Турецкие ETF, как альтернатива вложениям в Россию. →
Инвестору, рассматривающему золотые ETF на перспективу →
ETFs, ориентированные на Индонезию →
не интересно
средне
полезно
(Нет голосов)

Все права защищены и охраняются законом. All Etf © 2011-2018