Транспортные ETFs |
Одним из наиболее очевидных преимуществ биржевых фондов является то, что они позволяют частным инвесторам «перешагнуть» за границы национальных рынков ценных бумаг и добиться качественной глобальной диверсификации инвестиционных портфелей по самым разнообразным признакам (используемым финансовым инструментам, странам, отраслям и т. д.). Пожалуй, среди российских частных инвесторов самым популярным направлением диверсификации портфелей является отраслевая диверсификация. Дело в том, что отраслевая структура отечественного рынка акций является несколько нетипичной по сравнению с большинством других рынков: мало того, что она имеет очевидный «перекос» в пользу сырьевых отраслей экономики, но и общее количество отраслей, широко представленных на фондовом рынке очень мало. В частности, об этом наглядно свидетельствует отраслевая структура индекса «голубых фишек» Московской биржи, который в настоящее время рассчитывается на основании рыночных котировок 17 наиболее ликвидных выпусков акций, из которых 7 относятся к нефтегазовому сектору, причем их общая доля в индексе составляет 53,91%.Кроме того, многие отрасли и сектора экономики, интересные с точки зрения инвестирования, представлены на российском рынке акций весьма скромно (зачастую вся отрасль представлена 2-5 выпусками акций, относящихся к акциям «второго» или, что бывает гораздо чаще, «третьего эшелона»). Типичным примером в этом отношении является транспортный сектор, причем с учетом географических и климатических особенностей нашей страны в целом он развит относительно неплохо (по оценкам специалистов Высшей школы экономики, по итогам 2012 года доля транспорта и связи в структуре российского валового внутреннего продукта составила 7,0%). Тем не менее, если говорить о 4 основных видах коммерческих перевозок пассажиров и грузов (автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный), то на национальном рынке акций нет ни одной компании, которая занимается автомобильными перевозками, 1 компания («ТрансКонтейнер») осуществляет перевозки по железной дороге, 3 компании – водные перевозки («Дальневосточное морское пароходство», «Приморское морское пароходство», «Северо-Западное пароходство») и 3 – воздушные перевозки («Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр»). Еще более плачевно обстоят дела в области транспортной инфраструктуры: «классических» инфраструктурных компаний на отечественном рынке всего 2 – «Транснефть» (трубопроводный транспорт) и «Новороссийский морской торговый порт» (портовая инфраструктура). Таким образом, можно констатировать, что, в принципе, на российском фондовом рынке инвестировать в транспортный сектор можно, однако набор доступных участникам рынка инструментов является весьма ограниченным. Если же рассматривать транспортный сектор в мировом масштабе, то сейчас в нем можно выделить, как минимум, одну глобальную инвестиционную идею – восстановление мировой экономики. Безусловно, оно позитивно отразится не только на транспортном секторе (в этом случае положительная динамика будет характерна для большинства отраслей), однако именно в нем «восстановительный эффект», скорее всего, проявится значительно быстрее и будет гораздо большим по своим масштабам по сравнению с другими отраслями. Подобные ожидания обусловлены тем, что транспортный сектор сам по себе является ультраэластичным, т. е. ускорение роста национальной экономики приводит к мультипликативному росту в транспортном секторе. В зависимости от состояния отдельно взятой национальной экономики «эффект мультипликатора» может быть различным, однако в среднем рост экономики на 1% приводит к росту грузооборота и пассажирооборота на 2,0-5,0%. При этом транспортный сектор очень быстро может отреагировать на увеличение спроса на перевозки, хотя бы потому, что уровень загрузки транспорта, как правило, является неполным (обычно он составляет порядка 75-90%). Согласно прогнозам экономистов, в 2014 году темпы роста мировой экономики должны ускориться. Например, по оценкам Всемирного банка, по итогам 2013 года мировой валовой внутренний продукт вырастет на 2,2%, а в 2014 году – уже на 3,0%. Эксперты Международного валютного фонда дают несколько более оптимистичный прогноз: они ожидают роста мировой экономики в текущем году на 2,9%, а в следующем – на 3,6%. При этом обе организации ожидают, что российская экономика, по крайне мере, в этом году, будет расти медленнее мировой (Международный валютный фонд полагает, что ВВП России в 2013 году вырастет на 1,5%, а Всемирный банк – на 1,8%). Таким образом, эту инвестиционную идею логично реализовывать на не российском рынке акций, что, впрочем, довольно затруднительно в силу его узости и низкой ликвидности акций компаний транспортного сектора, а на зарубежных фондовых рынках, причем рынок ETFs дает возможность сделать это без особых усилий путем инвестиций в транспортные биржевые фонды. Нужно отметить, что за рубежом транспортные ETFs, как правило, ориентированы на инвестиции в акции компаний, которые непосредственно занимаются пассажирскими и грузовыми перевозками, причем у инвесторов есть возможность как вложить свои средства в глобальный биржевой фонд, так сделать ставку на быстрый рост перевозок в отдельном макрорегионе или стране. Так, глобальный биржевой фонд Guggenheim Shipping Index, ориентирующийся на вложения в акции компаний, занимающихся морскими перевозками, прибавил с начала года (по 9 октября) 22,86% (в настоящее время в структуре его портфеля наибольший удельный вес имеют акции американских, датских и японских морских перевозчиков). Неплохие результаты показали и биржевые фонды, специализирующиеся на инвестировании в акции американских транспортных компаний: с начала года фонд iShares Dow Jones Transportation Average Index Fund принес инвесторам 22,99%, а фонд SPDR S&P Transportation сделал инвесторов богаче на 29,58%. Идея опережающего роста транспортного сектора в условиях оживления мировой экономики также может быть эффективно реализована с помощью ETFs, инвестирующих в акции производителей транспортных средств. Например, фонд First Trust NASDAQ Global Auto Index Fund, портфель которого включает акции практически всех крупнейших мировых автопроизводителей, с начала года продемонстрировал впечатляющий рост на 32,66%. Опосредованно идею транспортного бума можно «отыграть» через инфраструктурные ETFs: в большинстве подобных биржевых фондов удельный вес акций компаний, так или иначе связанных со строительством и обслуживанием транспортной инфраструктуры, достаточно велик (в частности, инфраструктурный фонд iShares Global Infrastructure с начала года прибавил 8,67%, а фонд SPDR FTSE / Macquarie GI 100 – 11,85%). Резюмируя все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что для инвесторов, рассчитывающих на ускорение роста мировой экономики в ближайшие один-два года, включение транспортных ETFs в состав инвестиционного портфеля с долей порядка 3-5% является вполне логичным и обоснованным шагом. ДРУГИЕ НОВОСТИ Турецкие ETF, как альтернатива вложениям в Россию. → Инвестору, рассматривающему золотые ETF на перспективу → ETFs, ориентированные на Индонезию → |
не интересно |
средне |
полезно |
(Нет голосов) |