ETFs, инвестирующие в кофе |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В настоящий момент на мировом рынке ETFs широко представлены биржевые фонды, специализирующиеся на вложениях в товарные рынки, причем в последнее время на фоне возрастания геополитической напряженности, аномальной волатильности валютных рынков и резкого роста инфляционных ожиданий они начинаются рассматриваться инвесторами как один из наиболее предпочтительных вариантов для вложения капитала. Дело в том, что в все основные биржевые товары относятся к «реальными активам», поэтому в условиях турбулентности на финансовых рынках в подавляющем большинстве случаев они позволяют сохранить инвестированный капитал (в частности, мировая практика свидетельствует о том, что в условиях инфляции рост цен на такие товары сопоставим со средними темпами роста потребительских цен). Необходимо отметить, что товарные рынки далеко не однородны: они отличаются друг от друга по объему, количеству участников, уровню ликвидности, характеру взаимоотношений между участниками рынка (долгосрочные контракты и спот-рынок) и т. д. Тем не менее, при всем многообразии товарных рынков их достаточно четко можно сегментировать, выделив 2 основные группы: 1) «широкие рынки», в большей степени зависящие от ситуации в мировой экономики в целом и характеризующиеся большим количеством участников (как покупателей, так и продавцов); 2) «узкие рынки», состояние которых определяется ситуацией в крупнейших странах-потребителях и странах-производителях, а количество игроков на них, – по крайне мере, основных, – совсем не велико. С точки зрения инвесторов «широкие рынки» являются более прогнозируемыми (на подобных рынках достаточно высока конкуренция, поэтому на них «балансировка» спроса и предложения происходит достаточно быстро, хотя в периоды «острых дисбалансов» на них также могут наблюдаться резкие «ценовые перепады»). Кроме того, на «широких рынках» сдерживающую роль играют существующие запасы: как правило, их величина колеблется от 3-4% до 9-10% от годового объема производства продукции, причем зачастую значительная часть этих запасов находится под прямым или опосредованным государственным контролем. На «узких рынках» ситуация обстоит совершенно иначе: сами по себе они способны «сглаживать» относительно небольшие дисбалансы спроса и предложения, а при возникновении серьезных «перекосов» такие рынки могут очень быстро превратиться в «рынки продавцов» или «рынки покупателей», причем подобное «превращение», чаще всего, будет сопровождаться принципиальным изменением ценовой конъюнктуры «узких рынков». Мало того, переходящие запасы на них обычно не значительны и могут играть роль своеобразных «стабилизаторов» лишь в весьма ограниченных масштабах. Соответственно, и инвестиционные идеи, связанные с работой на разных видах товарных рынков, будут значительно отличаться: для «широких рынков» весьма результативными оказываются долгосрочные идеи, связанные с фундаментальными изменениями, происходящими в мировой экономике, а для «узких рынков» в большей степени подходят локальные среднесрочные идеи, позволяющие максимально учесть их специфику. Пожалуй, в настоящее время одними из наиболее привлекательных для частных инвесторов «узких» товарных рынков являются рынки сельскохозяйственной продукции, и, прежде всего, мировой рынок кофе (а точнее – кофейных зерен). В настоящее время мировой кофейный рынок во многом является абсолютно уникальным. Во-первых, кофейные зерна потребляются практически во всем мире (кофе является одним из самых популярных напитков в большинстве европейских стран, а в также в Северной Америке, причем в последние годы благодаря активности кофейных компаний этот напиток стал пользоваться популярностью в Китае и Индии), однако выращиваются они далеко не везде. По разным оценкам, в промышленных масштабах кофе выращивается в 55-60 странах, однако действительно крупных производителей кофейных зерен совсем не много, в частности, Министерство сельского хозяйства США выделяет всего 20 основных стран-производителей кофе (см. таблицу 1). Таблица 1 Крупнейшие страны-производители кофе в сезоне 2014/2015 (декабрьская оценка Министерства сельского хозяйства США)
Источник: http://usda.mannlib.cornell.edu/usda/fas/tropprod//2010s/2014/tropprod-12-19-2014.pdf
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в глобальном масштабе кофейный рынок характеризуется аномально высоким уровнем концентрации: на пятерку крупнейших производителей приходится 72,23% совокупного производства, а первая десятка занимает уже 86,66% этого рынка, при этом безусловным лидером на нем является Бразилия (ее доля в мировом производстве – 34,17%). Во-вторых, кофейный рынок ориентирован на экспорт: примерно 65-70% всего производимого кофе экспортируется, причем экспортные поставки также характеризуются аномальной концентрацией: на 5 стран – Бразилию, Вьетнам, Колумбию, Индонезию и Гондурас – приходится порядка 73-75% мировой торговли кофе. Очень важно заметить, что в большинстве случаев крупнейшие импортеры кофе полностью зависят от внешних поставок, практически не имея собственного производства кофейных зерен либо, что случается значительно реже, оно просто не покрывает их внутренних потребностей (см. таблицу 2). Таблица 2 Крупнейшие страны-импортеры кофе в сезоне 2014/2015 (декабрьская оценка Министерства сельского хозяйства США)
Источник: http://usda.mannlib.cornell.edu/usda/fas/tropprod//2010s/2014/tropprod-12-19-2014.pdf
В-третьих, мировой рынок кофе четко сегментирован по «сортовому признаку»: в Латинской Америке преобладает сорт арабика (его доля в мировом производстве составляет примерно 55%), а в Африке и Азии – сорт робуста (порядка 45% мирового производства), при этом роль остальных сортов кофе на мировом рынке минимальна (в основном они распространены на «нишевых» локальных рынках). Соответственно, любые перебои с поставками арабики или робусты приводят к весьма примечательному эффекту: сначала реагирует один рынок, на котором, собственно, и возник локальных дефицит, а потом, вслед за ним, подтягивается и второй рынок, хотя назвать полностью взаимозаменяемыми арабику и робусту нельзя (арабика считается самым вкусным и ароматным кофе, а робуста отличается более высоким содержанием кофеина и широко применяется для производства растворимого кофе). Нужно упомянуть, что в течение всего 2014 года мировой рынок кофе находится на подъеме, причем единственной причиной стремительного роста цен на кофейные зерна стала засуха в Бразилии, имевшая место в январе-марте текущего года. В итоге ETFs, ориентированные на вложения в кофе, оказались одними из лидеров по доходности среди товарных фондов, работающих на «узких рынках»: в частности, фонд Pure Beta Coffee ETN (CAFE) с начала года по 23 декабря включительно принес инвесторам 41,12%, а фонд Dow Jones-UBS Coffee ETN (JO) – 43,41%, т. е. «узость» рынка «сыграла на руку» инвесторам. В качестве эффективной среднесрочной стратегии, рассчитанной на 2-3 года, которая может быть реализована на кофейном рынке при помощи ETFs, можно рассматривать вход на этот рынок в сезон большого урожая (обычно мировые цены на кофе в урожайный год снижаются на 15-30%) и выход из него в сезон, когда урожай кофе оказался ниже среднего уровня, и на рынке возник дефицит. ДРУГИЕ НОВОСТИ ETFs, инвестирующие в природный газ → Перуанские ETFs → Влияние политики центральных банков на банковские ETFs → |
не интересно |
средне |
полезно |
(Голосов: 2, Рейтинг: 3) |