ETFs, инвестирующие в авиатранспорт / 6 Марта 2020 |
Одной из глобальных долгосрочных тенденций, обусловленной быстрым (по историческим меркам) ростом численности населения мира, является комплексное развитие транспортного сектора, обусловленное как увеличением объемов перевозимых грузов, так и увеличением пассажиропотока. При этом глобализация мировой экономики, характеризующаяся, в частности, углублением и укреплением торговых связей между странами, способствует, во-первых, объективному росту спроса на срочную доставку грузов, и во-вторых, увеличению среднего расстояния трансграничных перевозок. Одновременное развитие всех этих тенденций определяет ключевые направления развития отдельных сегментов глобального транспортного сектора, причем одним из наиболее явных «выгодоприобретателей» среди них является сегмент авиаперевозок. Ключевым преимуществом данного сегмента по сравнению с остальными является возможность доставлять грузы на большие расстояния за очень короткий (по сравнению с другими видами транспорта) временной интервал.Необходимо отметить, что глобальный рынок авиаперевозок характеризуется значительным уровнем сегментации: наиболее развитыми в абсолютном отношении являются европейский и североамериканский рынки (например, на долю европейского рынка приходится более 36% всего мирового рынка), однако в среднесрочной перспективе наиболее привлекательным считается азиатский рынок (предполагается, что в течение ближайших 20 лет этот макрорегиональный рынок станет крупнейшим рынком в мире, «потеснив» прежних лидеров, причем китайский рынок станет крупнейшим «локальным» рынком в мире). Несмотря на значительные различия в уровне развития макрорегиональных рынков авиаперевозок, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта, по итогам 2019 года все эти рынки (в пассажиро-километрах) продемонстрировали сопоставимые темпы роста (от 4,1% до 4,9%). Единственным «рынком-аутсайдером» стан ближневосточный рынок, прибавивший по итогам прошлого года 2,4%, что объясняется продолжающимися военными конфликтами и, соответственно, чрезвычайно сложной социально-экономической ситуацией в регионе. Примечательно, что в прошлом году глобальный рынок авиаперевозок продемонстрировал рост в крайне сложных условиях: фактические темпы роста подавляющего большинства локальных экономик оказался несколько ниже ожидаемых, при этом рост геополитической напряженности, напротив, оказался беспрецедентным по своим масштабам. Кроме того, в 2019 году начал действовать запрет на полеты (официальная формулировка, использованная большинством стран, – «приостановка полетов на неопределенный срок») новейшего самолета Boeing 737 MAX, что не позволило многим компаниям, рассчитывавшим на получение этих воздушных судов в течение года, нарастить пассажиропоток до плановых показателей, однако привело к росту среднего уровня загрузки кресел (загруженность рейсов) до рекордных для отрасли 82,6%. В настоящий момент у частных и институциональных инвесторов есть две принципиально разные возможности для инвестирования в авиатранспорт. Первый вариант – это инвестировать в широко диверсифицированные транспортные ETFs, в структуру которых входят преимущественно акции компаний, осуществляющих авиаперевозки. В этом случае основная «инвестиционная ставка» связана не столько с ростом сегмента авиаперевозок, сколько с ростом транспортного сектора в целом (в этом случае доля сектора авиаперевозок в структуре инвестиционного портфеля является относительно небольшой и зависит от структуры активов выбранного фонда). Например, при реализации данного подхода инвесторы могут ориентироваться на фонд SPDR S&P Transportation ETF (XTN) (доходность данного фонда с 1 января по 24 февраля 2020 года была отрицательной и составила -1,03%), в структуре активов которого на долю авиакомпаний приходится немногим более 25%, при этом фонд имеет явно выраженную направленность на североамериканский рынок. Альтернативным вариантом для «входа» в сегмент авиаперевозок через транспортные ETFs является фонд iShares Transportation Average ETF (IYT) (его доходность за аналогичный период также была отрицательной и составила -3,36%), в структуре которого доля компаний, занимающихся авиаперевозками составляет немногим менее 20% (он, кстати, также ориентирован на североамериканский рынок). Отличительной особенностью этого фонда является выбор в качестве эталонного индекса Dow Jones Transportation Average Index, методология построения которого предполагает определение структуры индекса (долей отдельных акций) не на основе рыночной капитализации компаний, а на основе цен акций (акции с более высокой ценой имеют в структуре индекса больший вес и, соответственно, наоборот). В значительной степени «концентрация» транспортных ETFs на североамериканском рынке вполне объяснима: уступая европейскому рынку по своим размерам, он характеризуется более высоким уровнем маржинальности (согласно экспертным оценкам, на долю этого рынка приходится порядка 45-50% чистой прибыли авиаперевозчиков), а сами акции авиакомпаний характеризуются высоким уровнем ликвидности. Второй вариант – выбор «узкого» фонда, который ориентирован исключительно на акции компаний, работающих в анализируемом сегменте. Выбор в пользу специализированного фонда является намного более рискованным, так как авиатранспорт считается отраслью с высоким мультипликативным эффектом: в «нормальных условиях» он, как правило, демонстрирует более высокие темпы роста по сравнению с другими отраслями и секторами экономики, однако в случае возникновения проблем в экономике авиатранспорт одним из первых «реагирует» на них (прежде всего, в силу значительной капиталоемкости данной отрасли и ее относительно небольшой рентабельности). Кроме того, авиатранспорт в значительной степени зависит от государственной транспортной политики. Например, во многих странах существуют государственные субсидии на приобретение новых воздушных судов (эта мера ориентирована на обновление парка самолетов авиаперевозчиков) и действуют льготные программы кредитования и/или лизинга воздушных судов, в рамках которых существенная часть процентных ставок компенсируется государством (эта мера государственного стимулирования значительно сокращает период окупаемости новых судов и позволяет авиакомпаниям более активно наращивать их парк). Сейчас на мировом рынке биржевых фондов представлен всего один специализированный фонд, ориентированный на авиатранспорт, – это U.S. Global Jets ETF (JETS), доходность которого с начала 2020 года составила -9,05%. Данный фонд также ориентирован преимущественно на североамериканский рынок (удельный вес международных компаний в его структуре колеблется в пределах 20-30%), однако его отличительной особенностью является то, что он включает в себя не только авиаперевозчиков, но и компании, владеющие соответствующей инфраструктурой (аэропорты), а также сервисные компании и производителей авиатехники. ДРУГИЕ НОВОСТИ ETFs, инвестирующие в металлы → Аргентинские ETFs: стоит ли инвестировать после дефолта? → ETFs здравоохранения: инвестиционная ставка на долгосрочные тренды → |
не интересно |
средне |
полезно |
(Нет голосов) |