В строке поиска вы можете ввести тикер или ключевые слова. Вам будет предложена подборка статей на нашем сайте, где упоминаются эти данные.
Наш канал в Telegram

Аргентинские ETFs: стоит ли инвестировать после дефолта? / 17 Января 2020

В рамках применения стратегии «странового инвестирования» частные и институциональные инвесторы могут реализовывать самые разнообразные «локальные» инвестиционные идеи. Одной из весьма интересных, но при этом чрезвычайно рискованных инвестиционных идей, является инвестирование в национальные рынки тех стран, которые допустили суверенный дефолт. Рассмотрим вариант Аргентины.

Общая логика подобного инвестирования достаточно проста: после дефолта на национальном рынке страны происходит резкий и масштабный обвал котировок (зачастую – в течение одной торговой сессии (если о дефолте стало известно в ее ходе) или с гэпом вниз при открытии новой торговой сессии (если о дефолте было объявлено в период, когда национальные торговые площадки не работали)), затрагивающий подавляющее большинство торгующихся финансовых инструментов (прежде всего, акции и облигации).
По большому счету, после государственного дефолта возможно несколько основных сценариев дальнейшего развития событий.
Первый сценарий, являющийся наиболее благоприятным для национального финансового рынка, предполагает безусловную приоритизацию исполнения обязательств и активный поиск средств на погашение «просроченного» государственного долга. В этом случае имеющаяся задолженность признается полностью, причем эмитентом не предпринимается попыток по реструктуризации долга.
К сожалению, на практике данный сценарий реализуется чрезвычайно редко: как правило, частные инвесторы не готовы предоставлять финансирование стране, допустившей дефолт, а переговоры с международными финансовыми организациями или институтами развития объективно требуют времени (подобные переговоры могут затягиваться на срок более года).
Второй сценарий предусматривает реструктуризацию государственного долга, причем не только той части долга, по которой, собственно, был допущен дефолт, но и значительной части оставшейся задолженности (прежде всего, краткосрочной и среднесрочной). В этом случае отношение инвесторов к процессу реструктуризации в значительной степени будет зависеть от тех условий, которые будут предложены инвесторам (например, какой процент долга им будет предложено списать или на какие бумаги им будет предложено обменять дефолтные долговые обязательства), прозрачности процесса реструктуризации и позиции крупнейших держателей долговых обязательств.
Как правило, при подобном сценарии более сильные переговорные позиции по сравнению с держателями облигаций имеет эмитент, допустивший дефолт, который может «эффективно» воспользоваться сложившейся ситуацией и, соответственно, настаивать на списании значительной части долга (в ряде случаев величина списания может превышать 50% долга и более). Еще одним вариантом «давления на кредиторов» является обмен дефолтных облигаций на облигации нового выпуска (или нескольких выпусков), характеризующиеся большим сроком обращения и обычно меньшей купонной ставкой.
Третий сценарий предполагает «неконтролируемое распространение дефолта», при котором отсутствие средств на погашение суверенного долга усугубляется нежеланием или элементарной неспособностью исполнить свои обязательства. В этом случае объем дефолтных долговых обязательств увеличивается лавинообразно: эмитент не просто не исполняет свои текущие обязательства по уже «просроченным» долгам, но и наращивает объем «плохой» задолженности за счет неисполнения обязательств по другим долгам («эффект снежного кома»).
Данный сценарий является самым пессимистичным для национального финансового рынка: его реализация на практике вполне способна привести к дальнейшему падению котировок ценных бумаг, обращающихся на нем. Дело в том, что, стремясь не допустить дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране, на государственном уровне могут быть быстро приняты жесткие решения, нацеленные на стабилизацию ситуации, которые могут оказаться крайне неприятным сюрпризом для инвесторов, прежде всего, иностранных (например, может быть увеличен уровень налоговой нагрузки, введены валютные ограничения и т.д.).
Потенциально интересные, но крайне рискованные возможности, открываются для инвесторов, готовых присмотреться к аргентинскому фондовому рынку. Дело в том, что в августе 2019 года Аргентина допустила дефолт по облигациям на сумму 7 млрд. долл. (страна в принудительном порядке отложила срок погашения номинальной стоимости по этим облигациям «на срок до 6 месяцев»).
Первоначально власти страны рассчитывали разместить краткосрочные облигации на аналогичную сумму и, по сути, рефинансировать эти долговые обязательства на рыночных условиях (ранее властями страны не исключался вариант получения льготного финансирования («финансовой помощи») от Международного валютного фонда). Однако неожиданные результаты президентских праймериз, прошедших 11 августа 2019 года, в ходе которых действовавший на тот момент президент Аргентины Маурисио Макри неожиданно и со значительным отрывом проиграл Альберто Фернандесу (набрав 32,66% против 47,01% у его оппонента), спровоцировали политический кризис в стране. В свою очередь политический кризис привел к тому, что планы правительства по размещению краткосрочных облигаций оказались сорваны (спрос со стороны инвесторов оказался слишком низким, поэтому Аргентина была вынуждена отменить размещение облигаций). Соответственно, страна потеряла возможность рефинансировать долг и закономерно «пришла к дефолту».
Примечательно, что Альберто Фернандес, избранный президентом Аргентины в октябре 2019 года, по-прежнему остается «темной лошадкой» для подавляющего большинства инвесторов: ранее он воспринимался ими как политик, придерживающийся левых, нередко весьма популистских, идей (собственно, именно победа «левого популиста» на праймериз и стала причиной политического кризиса в августе 2019 года), однако после избрания он, скорее всего, будет вынужден занимать более «центристскую позицию». Объективно к этому его «подталкивают» необходимость решения проблемы государственного долга, хронического бюджетного дефицита, высокой инфляции и низких темпов экономического роста.
С другой стороны, обеспечение сбалансированности бюджета и жесткое исполнение принятых обязательств были одними из ключевых обещаний Альберто Фернандеса во время президентской гонки (в частности, он обещал иностранным инвесторам не допустить дефолта Аргентины в случае своего избрания президентом), а, с другой стороны, одной из актуальных для Аргентины проблем является борьба с бедностью (также Альберто Фернандес обещал стимулировать экономику путем увеличения государственных расходов). Очевидно, что обещания, данные аргентинским президентом, в значительной мере противоречат друг другу и, скорее всего, достигнуть их одновременно будет чрезвычайно сложно, особенно с учетом аргентинских экономических реалий.
Одним из вариантов действий в сложившейся ситуации является занятие инвесторами выжидательной позиции: уже в течение 2020 года станет понятно: сможет ли Альберто Фернандес справиться с хроническими макроэкономическими проблемами страны, в частности, с проблемой государственного долга, усугубляемой суверенным дефолтом? При положительном ответе на этот вопрос на аргентинском рынке акций начнется «восстановительный рост», а при отрицательном – начнется новая «волна распродаж», которая имеет все шансы оказаться намного масштабнее предыдущей.
Сейчас на мировом рынке ETFs представлено два небольших биржевых фонда, специализирующихся на вложениях в эту страну: Global X MSCI Argentina ETF (ARGT) и iShares MSCI Argentina and Global Exposure ETF (AGT), которые предоставляют инвесторам возможность для выхода на ее рынок в случае появления определенности в отношении дальнейших действий нового аргентинского президента.




ДРУГИЕ НОВОСТИ
ETFs здравоохранения: инвестиционная ставка на долгосрочные тренды →
ETF венчурных инвестиций →
ETFs, ориентированные на получение текущих доходов →
не интересно
средне
полезно
(Голосов: 1, Рейтинг: 1)

Все права защищены и охраняются законом. All Etf © 2011-2018