В строке поиска вы можете ввести тикер или ключевые слова. Вам будет предложена подборка статей на нашем сайте, где упоминаются эти данные.
Наш канал в Telegram

ETFs, инвестирующие в кукурузу / 14 Ноября 2016

В условиях быстрого роста численности населения планеты (в среднем она возрастает на 1 млрд. человек за 12 лет) появилось достаточно много инвестиционных стратегий, которые пытаются так или иначе «эксплуатировать» этот глобальный демографический тренд.

Одной из разновидностей подобных стратегий можно считать инвестирование в продовольствие. Общая логика данной группы инвестиционных стратегий довольно очевидна: рост численности населения автоматически приводит к увеличению потребности в продовольствии, причем их проще всего реализовать на рынках сельскохозяйственной продукции (как минимум, с позиций уровня их ликвидности и развития соответствующей биржевой инфраструктуры).

Теоретически «вложиться в еду» можно через любой «аграрный рынок», однако и частные, и институциональные инвесторы предпочитают работать с самыми емкими рынками, характеризующимися значительными объемами производства продукции. Традиционно самым популярным рынком среди «агрорынков» является рынок пшеницы, а почетное «второе место» по объему мировой торговли занимает рынок кукурузы. Однако с начала текущего года оба этих рынка находятся в состоянии весьма «далеком от идеального», в частности, в 2016 году единственный биржевой фонд, специализирующийся на вложениях в кукурузу – The Teucrium Corn Fund (CORN) – потерял в цене 11,31%, в то время как «пшеничный» фонд The Teucrium Wheat Fund (WEAT) «просел» сразу на 20,79% (данные о доходности приведены по состоянию на 9 ноября).

Меньшие масштабы снижения цен на кукурузу по сравнению с пшеницей отнюдь не свидетельствуют о том, что в ценовой тренд на мировом рынке кукурузы развернется скоро вверх. Напротив, с фундаментальной точки зрения и рынок пшеницы, и рынок кукурузы находятся «под серьезным давлением», вызванным возникшим дисбалансом между спросом и предложением (сокращение первого при незначительном увеличении второго), что с большей долей вероятности позволяет говорить о том, что эти рынки обозримой перспективе будут оставаться «депрессивными».

Наиболее отчетливо «негативные факторы» фундаментального свойства проявляются на глобальном рынке кукурузы.

Во-первых, на протяжении нескольких лет происходило, причем довольно активно, увеличение посевных площадей, занятых под кукурузой. По данным Министерства сельского хозяйства США, если в сезоне 2007/2008 годов кукурузой было засеяно 159,93 млн. га, то в сезоне 2016/2017 годов ожидается увеличение посевных площадей до 179,96 млн. га, т. е. прирост посевных площадей составил немногим более 20 млн. га (или 12,5%).

Свою роль сыграло и увеличение урожайности этой культуры, во многом обусловленное совершенствованием используемых технологий: если в сезоне 2007/2008 годов в среднем по ему она составляла 4,95 т/га, то в сезоне 2016/2017 годов, как ожидается, она увеличится до 5,72 т/га (или 15,6%). При этом предложение кукурузы на мировом рынке значительно увеличилось: по сравнению с сезоном 2007/2008 годов в сезоне 2016/2017 годов валовой сбор кукурузы, предположительно, вырастет на 238,66 млн. тонн.

Иными словами, в течение нескольких лет подряд имело место значительное увеличение предложения кукурузы на мировом рынке, сопровождавшееся как ростом объемов производства в «традиционных» странах-производителях, так и выходом на мировой рынок новых стран-производителей, ранее на нем практически не представленных. В качестве примеров «серьезного рывка» можно привести Китай, увеличивший за тот же период валовой сбор кукурузы со 155 млн. тонн до 2016 млн. тонн; Бразилию – с 51 млн. тонн до 83,5 млн. тонн; Аргентину – с 14 млн. тонн до 36,5 млн. тонн, а также некоторые другие страны, в частности, Россию (рост с 3,95 млн. тонн до 14,5 млн. тонн).

Во-вторых, довольно существенные изменения произошли и в общей структуре спроса на кукурузу. Дело в том, что до 2014 года значительная часть производимой кукурузы использовалась для производства биотоплива, которое довольно активно стимулировалось на государственном уровне как в развитых, так и в развивающихся странах (к примеру, согласно экспертным оценкам, только в США, крупнейшем производителе кукурузы в мире, на эти цели «уходило» порядка 120-150 млн. тонн ежегодно). В условиях высоких мировых цен на нефть (более 100 долл. за баррель) производство биотоплива из кукурузы было экономически оправданным, особенно с учетом субсидий, предоставляемых государством компаниям-производителям.

Однако в 2014 году цены на нефть резко снизились и вплоть до настоящего момента они остаются на более низких уровнях (на текущий момент стоимость «черного золота» составляет менее 50 долл. за баррель), т. е. маржинальность производства биотоплива из кукурузы сначала резко снизилась, а затем вовсе «ушла в отрицательную область» (проще говоря, производители начали нести убытки).

При этом объем государственной поддержки производителей «зеленого топлива» либо остался на прежнем уровне, либо был «проиндексирован», но в достаточно скромных масштабах. Во многом это было связано с обострившимися проблемами в области государственных финансов: в условиях дефицита государственного бюджета, пусть и находящегося «в рамках разумного», во многих стран произошло автоматическое секвестирование программ поддержки производства биотоплива. Закономерным результатом комбинации этих факторов стало снижение мировых цен на кукурузу.

Пока ситуация на мировом рынке нефти не дает поводов для оптимизма, в том числе и на аграрных рынках, т. е. вероятность возникновения дефицита на нефтяном рынке чрезвычайно мала, а в текущих экономических реалиях только этот фактор способен привести к кардинальному «сдвигу» мировых цен на энергоносители вверх. Мало того, согласно прогнозам Международного энергетического агентства, существует вероятность того, что и в 2017 году на мировом рынке нефти сохранится избыток предложения.

Гипотетически «сбалансировать» нефтяной рынок способна ОПЕК, пойдя на «принудительное» сокращение добычи, однако практика свидетельствует о том, что члены этой организации готовы лишь декларировать сокращение ее объемов, не предпринимая реальных действий в этой области (в частности, статистика по добыче нефти за октябрь 2016 года свидетельствует о росте добычи ОПЕК). Стремление стран, входящих в ОПЕК, сохранить свои рыночные позиции вполне понятно, хотя бы потому, что независимые производители продолжают активно наращивать добычу, однако «гонка объемов» способствует «замораживанию» сложившейся ситуации (иными словами, сохранению низких цен на мировом рынке нефти). Продолжающаяся «депрессия» на нефтяном рынке приводит к тому, что производство биотоплива с очень большой долей вероятности останется «не самым выгодным делом на свете», обладающим минимальным уровнем рентабельности только при дешевом сырье (собственно – кукурузе).

  «Ликвидация» же избытка предложения кукурузы, существующего на мировом рынке, за счет остальных потребительских сегментов – пищевого и кормового потребления – представляется крайне сомнительной, особенно с учетом стагнации последнего сегмента, поэтому «эра дешевой кукурузы», скорее всего, продлится еще 3-4 года, что делает ее далеким от идеального объектом инвестирования.





ДРУГИЕ НОВОСТИ
ETFs, инвестирующие в 3D печать →
ETFs, реализующие стратегию CANSLIM →
ETFs, инвестирующие в беспилотные летательные аппараты →
не интересно
средне
полезно
(Голосов: 1, Рейтинг: 3)

Все права защищены и охраняются законом. All Etf © 2011-2018