В строке поиска вы можете ввести тикер или ключевые слова. Вам будет предложена подборка статей на нашем сайте, где упоминаются эти данные.
Наш канал в Telegram

Европейский нефтегазовый ETF: защитный инструмент в условиях «войны санкций» / 22 Октября 2018

Европейские нефтегазовые компании являются интересным примером «замещающих активов», позволяющих значительно снизить риски дальнейшей эскалации «санкционной войны» с Россией.

Отличительной особенностью последнего десятилетия, в той или иной степени нашедшей свое отражение во всех сегментах глобального финансового рынка, является повышение, пусть и весьма неравномерное, уровня геополитической напряженности в мире. Примечательно, что в последние годы эта напряженность, достигнув некого критического уровня, стала «выливаться» в явное политическое и экономическое противостояние на государственном уровне, нашедшее свое отражение в разнообразных взаимных ограничениях (к примеру, одной из самых показательных в этом отношении «историй» является фактическое начало в 2018 году «торговой войны» между США (крупнейшая в мире национальная экономика) и Китаем (вторая по величине мировая экономика)).
Как текущие, так и потенциальные «санкционные войны» рассматриваются участниками финансовых рынков в качестве факторов неопределенности, поэтому со стороны частных и институциональных инвесторов объективно возрастает спрос на «защитные активы», позволяющие тем или иным образом минимизировать растущие «санкционные риски» (в идеальной ситуации – и вовсе избежать их, что, впрочем, становится все более сложной задачей по мере вовлечения в «санкционные войны» все большего числа государств).
Стремление инвесторов «уйти от санкционных рисков» заставляет их рассматривать доступные для вложений активы с новой точки зрения, отвечая на вопрос: как актив «отреагирует» на дальнейший рост геополитической напряженности?
С подобной позиции можно выделить несколько групп защитных активов: активы, связанные с оборонно-промышленным комплексом (на фоне увеличения геополитической напряженности многие страны осознанно нарастили военные расходы); активы, ориентированные на использование принципиально новых («прорывных») технологий (они дают возможность для получения конкурентных преимуществ на глобальном уровне); активы, представленные на высоко сегментированных рынках (в качестве примеров таких рынков являются рынки редкоземельных металлов, калийных удобрений, урана).
Тем не менее, в условиях дальнейшего развития «санкционных войн» в масштабах мировой экономики одной из самых привлекательных инвестиционных стратегий является стратегия вложения в «замещающие активы».
В контексте разнообразных политических и экономических санкций к подобным активам можно отнести активы, снижающие взаимную экономическую зависимость стран, вовлеченных в конкретный «санкционный конфликт». Дело в том, что в условиях продолжительных взаимных санкций между «конфликтующими» странами происходит постепенное «сворачивание» внешнеторговых операций. Этот процесс протекает весьма неравномерно и зачастую непредсказуемо, ожидаемо начинаясь с «санкционных» товаров и услуг и постепенно распространяясь и на всю взаимную торговлю между странами. Стандартной «моделью поведения» в этом случае является стремление страны-импортера снизить свою зависимость от ввозимых товаров и услуг, поставляемых «санкционным оппонентом», а для страны-экспортера, напротив, сохранить имеющийся рынок сбыта или, при наличии такой возможности, переориентировать свои экспортные потоки на другие рынки.
В этом отношении европейские нефтегазовые компании являются интересным примером «замещающих активов», позволяющих значительно снизить риски дальнейшей эскалации «санкционной войны» с Россией.
В настоящий момент подавляющее большинство европейских стран ввели политические и экономические санкции в отношении нашей страны, однако Россия по-прежнему остается одним из ключевых игроков на европейском нефтегазовом рынке, являющемся одним из крупнейших среди макрорегиональных энергетических рынков (к примеру, согласно оценкам ПАО «Газпром», по итогам 2017 года доля российского газа на европейском рынке составила 34,7%).
В складывающейся ситуации европейские страны заинтересованы в снижении зависимости от импортируемых энергоресурсов, в том числе и от российских, однако в силу объективных ограничений (наличие необходимой инфраструктуры для транспортировки и хранения энергоресурсов; наличие действующих долгосрочных контрактов на поставку энергоресурсов; ограниченность собственной ресурсной базы европейских стран и пр.) этот процесс будет протекать постепенно. Так, согласно последнему опубликованному отчету по мировому рынку энергоносителей, подготовленному компанией BP, в 2017 году на европейском рынке было добыто 241,9 млрд. куб. м природного газа, а потреблено 531,7 млрд. куб. м. Аналогичная ситуация складывается и на европейском нефтяном рынке: в прошлом году при добыче 162,6 млн. тонн было потреблено 731,2 млн. тонн (в нефтяном эквиваленте).
Таким образом, логично предположить, что в обозримой перспективе бизнес европейских нефтегазовых компаний будет пользоваться беспрецедентной поддержкой на государственном уровне, причем с очень большой долей вероятности «наивысший приоритет» получат проекты (или отдельные сделки), позволяющие повысить обеспеченность европейских рынков «собственными» энергоресурсами. В этой связи логично ожидать расширения ресурсной базы европейских нефтегазовых компаний за счет интенсивного развития технологий в области добычи и переработки, «входа» в новые добывающие и инфраструктурные проекты, причем не только на региональном рынке, а также активизации в сфере слияний и поглощений. В качестве примера подобной активности можно привести объединение Wintershall и DEA, которое де-факто приведет к созданию крупнейшей энергетической компании на немецком рынке, причем уже сейчас компании планируют увеличение добычи в среднесрочной перспективе, как минимум, на 30% и существенное расширение географии добычи.
Помимо активной государственной поддержки привлекательность европейских нефтегазовых компаний обусловлена благоприятной рыночной конъюнктурой, складывающейся на мировом нефтяном рынке (с начала текущего года рыночные цены на нефть марки Brent выросли на 19,7%) и хорошими перспективами с точки зрения международной экспансии (в частности, практически все крупнейшие европейские нефтегазовые компании рассматривают возможность «возвращения» в Иран, а многие из них расширяют свои проекты в Мексике и Ираке).
На мировом рынке биржевых фондов одной из возможностей инвестирования в европейские нефтегазовые компании является фонд iShares STOXX Europe 600 Oil & Gas UCITS ETF (DE) (EXH1), доходность которого, по данным компании-провайдера, за период с 30 сентября 2017 года по 30 сентября 2018 года составила 22,54%.





ДРУГИЕ НОВОСТИ
ETFs, номинированные в китайских юанях →
FAANG ETFs →
ETFs, инвестирующие в органические продукты →
не интересно
средне
полезно
(Голосов: 3, Рейтинг: 3)

Все права защищены и охраняются законом. All Etf © 2011-2018