В строке поиска вы можете ввести тикер или ключевые слова. Вам будет предложена подборка статей на нашем сайте, где упоминаются эти данные.
Наш канал в Telegram

ETFs субфедеральных и муниципальных облигаций

В зависимости от своей склонности к риску, инвесторы, совершающие операции на мировом рынке ETFs, отдают предпочтение биржевым фондам, работающим с совершенно различными по своим параметрам финансовым инструментам, причем консервативные участники рынка традиционно делают свой выбор в пользу облигационного рынка, а подавляющее большинство рискованных инвесторов «делает ставку» на возможности, предоставляемые рынком акций и рынком фьючерсов и опционов.

Примечательно, что в текущих экономических реалиях происходит трансформация, причем довольно радикальная, инвестиционных предпочтений участников рынка: в условиях неопределенности многие из них увеличивают в своих инвестиционных портфелях долю «защитных активов», в том числе облигаций, за счет сокращения доли «рискованных активов».

В настоящий момент у инвесторов есть несколько очень веских причин для  «перекраивания» структуры инвестиционных портфелей.

Первой причиной выступает непредсказуемость развития ситуации в китайской экономике, являющейся во своим масштабам второй экономикой в мире, и фактически рассматривающейся как своеобразная «панацея» для всей глобальной экономики в целом.

Основной вопрос, связанный с Китаем, предельно прост: сможет ли он обеспечить «плавный переход» от экспортно ориентированной экономики к экономике, ориентированной на внутренний рынок?

Считается, что при положительном ответе на этот вопрос Китай сможет «вытащить» за собой и все остальные развивающиеся рынки, а, следовательно, и всю мировую экономику в целом. Иными словами, китайская экономика, активно потребляя ресурсы и в свою очередь производя относительно недорогие товары, сможет «запустить» механизм экономического роста и в целом ряде других развивающихся экономик, в частности, за счет хотя бы частичного «восстановления цен» на сырьевые товары. При таком варианте развития событий можно говорить о сохранении прежней модели развития мировой экономики – умеренный рост в развитых странах (в пределах 0,5-2,5% в год) и «опережающий рост» в развивающихся странах (порядка 3-7% ежегодно).

С другой стороны, при отрицательном ответе на вопрос о способности Китая выступить в качестве «драйвера» мировой экономики ситуация в ней имеет все шансы «развернуться» в совершенно другую сторону: в этом случае наиболее вероятной представляется смена общей модели экономического развития – переход от «быстрого» роста к «ползучему», при котором темпы роста в развитых странах останутся практически неизменными, а вот развивающиеся страны будут тянуть экономику вниз (темпы роста их ВВП будут находится в интервале от -2% до +4%).

Вторая причина, заставляющая инвесторов нервничать, связана с монетарной политикой, проводимой Федеральной резервной системой США. Дело в том, что после 7 лет намеков на «возможность повышения процентных ставок» в декабре 2015 года американский центральный банк перешел от слов к делу и поднял ставку на 0,25% (соответственно, ее диапазон сместился с 0,00-0,25% до 0,25-0,50%).

Относительно возможных дальнейших действий американских монетарных властей идут ожесточенные дискуссии, причем абсолютно все эксперты согласны с тем, что учетная ставка в США, де-факто определяющая стоимость денег во всей мировой экономике, будет повышаться и дальше.

Интрига заключается в другом – «как быстро это будет происходить?» и «до какого максимального значения она может вырасти?»

И здесь тоже есть два основных сценария развития событий.

В рамках первого их них повышение ставки будет происходить неуклонно, но достаточно скромными темпами. Мнения специалистов в данном случае расходятся, но в целом считается, что к повышению учетной ставки в пределах 1% за год (или 0,25% в квартал) мировые финансовые рынки смогут адаптироваться без каких-то серьезных последствий (безусловно, даже медленный рост ставки приведет к некоторой коррекции на рынках акций и повышению доходности облигаций, но это будет происходить в «штатном режиме»).

Примечательно, что сами члены ФРС США уже несколько раз давали аналогичный прогноз относительно уровня ставки по состоянию на конец 2016 года (прогнозный интервал ее значений на этот момент 1,25-1,50%), т. е. предположительно, из оставшихся в этом году 7 заседаний на четырех будет объявлено о повышении ставки на 0,25% (ближайшее заседание состоится 15-16 марта).

Альтернативный сценарий развития ситуации предполагает более «агрессивные» действия ФРС США, которые, в конечном счете, способны привести к росту учетной ставки по итогам текущего года сразу на 2% и более. К таким резким «перепадам» в стоимости денег финансовые рынки объективно не готовы, поэтому при подобном «раскладе» и снижение стоимости акций, и рост доходности облигаций будут намного более существенными, т. е. разница между этими сценариями заключается не в характере последствий роста ставок (по сути, они будут очень похожими), а в их масштабах.

Под влиянием этих причин в мировой экономике складывается несколько не типичная для инвесторов ситуация: с одной стороны, стремясь минимизировать влияние «китайского фактора» логично «мигрировать» из рискованных активов (наиболее простой вариант – приобрести государственные американские облигации, отличающиеся очень высоким уровнем ликвидности), а, с другой стороны, на рынке государственных облигаций, как минимум, для среднесрочных и долгосрочных бумаг, имеются реальные риски снижения их рыночных котировок. Следовательно, «бежать» из рискованных активов целесообразно только в краткосрочные облигации, однако здесь возникает проблема низкой доходности (например, по состоянию на 25 февраля 2016 г. доходность двухлетних американских государственных облигаций составляла всего 0,72%, а трехлетних – 0,85% годовых).

В качестве альтернативы государственным облигациям (и не только американским) частные и институциональные инвесторы могут рассматривать субфедеральные и муниципальные облигации, выпущенные не центральным правительством, а отдельными – меньшими по своим масштабам – административно-территориальными единицами (штатами, провинциями, административными областями и пр.).

Основным преимуществом этих финансовых инструментов по сравнению с государственными облигациями является их более высокая доходность, в частности, доходность фонда iShares iBonds Dec 2021 AMT-Free Muni Bond ETF (IBMJ), с начала текущего года (по 26 февраля включительно) составила 1,75%, фонда iBonds Dec 2022 AMT-Free Muni Bond ETF (IBMK) – 1,91%, а фонда Market Vectors CEF Municipal Income ETF (XMPT) – 2,13%. Данная особенность субфедеральных и муниципальных облигаций обусловлена тем, что их финансовые возможности по сравнению с центральным правительством значительно ограничены.

Наиболее значимый риск, связанный с вложениями в субфедеральные и муниципальные облигации, – это риск неисполнения эмитентом принятых на себя обязательств. В настоящее время участники рынка расценивают данный риск как весьма незначительный, рассчитывая на то, что в сложной ситуации эмитенты субфедеральных и муниципальных облигаций в той или иной форме получат финансовую поддержку от центрального правительства и исполнят свои обязательства по обращающимся облигационным выпускам (собственно, пока так и происходит), однако инвесторы должны четко осознавать, что с юридической точки зрения – и это мировая практика – федеральные правительства «могут», но совершенно не «обязаны» постоянно помогать им решать свои долговые проблемы.

 





ДРУГИЕ НОВОСТИ
ETFs социальных сетей →
ETFs, инвестирующие в олово →
Французские ETFs: идея роста развитых рынков и «возврата» капитала в Европу →
не интересно
средне
полезно
(Нет голосов)

Все права защищены и охраняются законом. All Etf © 2011-2018