В строке поиска вы можете ввести тикер или ключевые слова. Вам будет предложена подборка статей на нашем сайте, где упоминаются эти данные.
Наш канал в Telegram

ETFs социальных сетей

В последние годы в среде частных и институциональных инвесторов, работающих на глобальном рынке ETFs, существует своеобразная «инвестиционная мода» на идеи, так или иначе связанные с использованием высоких технологий, причем в качестве отдельного инвестиционного направления рассматриваются так называемые «интернет-идеи».

По большому счету, привлекательность инвестирования в разнообразные интернет-проекты обусловлена двумя основными факторами.

Во-первых, при современном уровне развития средств коммуникаций и платежных систем яркие и эффективные интернет-проекты имеют все шансы выйти на мировой уровень, причем в отличие от «традиционных» компаний их глобальная экспансия происходит значительно быстрее, т. е. в очень сжатые сроки интернет-проекты способны обеспечить масштабируемость бизнеса. Стоит отметить, что очень многие «традиционные» транснациональные компании также стремятся к масштабируемости бизнеса (именно для этого они выходят на рынки других стран, придерживаясь при этом единых стандартов производства, продаж и сервиса), однако это требует от них колоссальный усилий и длительных временных затрат (как минимум, они должны найти и обучить персонал, выбрать конкретное место для развития бизнеса, получить необходимые разрешения, организовать производство, обеспечить оптимальную логистику и т. д.). Согласно последним экспертным опросам, проведенным Всемирным банком, традиционным компаниям на глобальную экспансию в среднем требуется не менее 15-20 лет, в то время как интернет-компании способны проделать аналогичный путь за 3-4 года или в 5 раз быстрее.

Во-вторых, интернет-проекты позволяют, причем довольно значительно, снизить уровень издержек.

Пожалуй, наиболее явно это проявляется в сфере онлайн-торговли, в которой процесс «миграции» в интернет быстрее всего. Если проводить сравнение бизнес-моделей «традиционной» торговой сети и онлайн-магазина, в котором представлен такой же ассортимент товаров, то разница в уровне издержек становится совершенно очевидной:

а) онлайн-магазину не нужны большие торговые площади, т. е. кратно снижаются издержки на их приобретение или аренду (как правило, онлайн-магазины идут по одному из трех альтернативных путей: создание сети точек выдачи товаров, пользуются услугами сторонних организаций, осуществляющих доставку товаров, или развивают собственную сеть их доставки);

б) онлайн-магазины выигрывают и с точки зрения затрат на персонал (при торговле через интернет значительно сокращается общая потребность в персонале, а часть необходимого персонала вполне может работать дистанционно);

в) определенная экономия, пусть и относительно небольшая, по сравнению с традиционным торговыми сетями возникает и в области логистики (как правило, онлайн-магазины идут по пути создания ключевых логистических точек, каждая из которых «закрывает» определенную территорию).

Пожалуй, наиболее отчетливо масштабируемость и снижение издержек проявились в таких интернет-проектах как социальные сети, представляющие собой специализированные сервисы, ориентированные на формирование самых разнообразных социальных отношений (в зависимости от личных потребностей пользователя, специфики его профессии, политических убеждений, увлечений и пр.).

Первые социальные сети возникли в середине 90-х годы прошлого века, однако все они имели локальный характер (изначально больше всего подобных «пилотных» проектов возникло в США и Европе). Мировую популярность они стали приобретать примерно с середины 2000-х годов – в этот период было запущено сразу несколько успешных проектов в этой области, с энтузиазмом воспринятых пользователями (по сути, они дали возможность общения «в максимально комфортных условиях» – просто, быстро, удобно).

Примечательно, что первоначально многие из социальных сетей создавались как некоммерческие проекты, которые позиционировали себя исключительно как «площадки для общения», отличавшиеся друг от друга целевой аудиторией (уже тогда социальные сели стали достаточно четко подразделяться на социальные сети «абсолютно для всех» и сети «для ограниченного круга лиц»). Однако в последние годы все они быстро и довольно успешно перестраивают свои бизнес-модели, превращаясь в «полноценные» коммерческие проекты, имеющие сразу несколько источников доходов, среди которых основными являются доходы от рекламы (чем выше популярность социальной сети, тем выше удельный вес рекламных доходов в ее выручке) и предоставление самых разнообразных платных сервисов.

В чем же заключаются преимущества социальных сетей как объектов инвестирования?

При вложениях в социальные сети инвесторов привлекает их огромная аудитория. Так, по оценкам Международного совета электросвязи, по состоянию на конец 2015 года общее количество пользователей интернета в мире составляло около 3,2 млрд. человек (или чуть более 44% общего населения планеты), при этом около 80% существующих пользователей, по крайней мере, формально, являются пользователями социальных сетей, т. е. их аудиторию можно приблизительно ценить в 2,5-2,6 млрд. человек.

Интересно, среди молодежи – как в развитых, так и развивающихся странах – количество пользователей интернета и социальных сетей значительно выше среднего уровня (например, в Юго-Восточной Азии в возрастной группе от 15 до 25 лет пользуются интернетом не мене 80% населения, из которых не менее 90% являются пользователями социальных сетей).

Мало того, аудитория социальных сетей продолжает расти (по предварительным оценкам, в 2015 году она увеличилась на 8-10%), охватывая не только новые территории (в прошлом году мировым лидером по темпам роста пользователей социальных сетей стала Африка), но и новые возрастные группы (в частности, весьма примечателен устойчивый рост среднего возраста интернет-пользователей, происходящий за счет постепенно «включения» в интернет-пространство старших возрастных групп).

По сути, с точки зрения инвесторов приобретение акций социальных сетей – это попытка конвертировать «большую популярность в большие деньги», прежде всего, за счет дифференцированной рекламы, когда пользователям предлагаются конкретные товары и услуги с учетом их «социального профиля». Для рекламодателей «точечная» реклама в социальных сетях в расчете на 1 пользователя является относительно недорогой и достаточно эффективной (фактически срабатывает «эффект сарафанного радио», когда о товаре или услуги пользователи узнают от других пользователей, причем уровень доверия к «мнению простых людей» значительно выше, чем к обычной рекламе).

Однако при инвестировании в акции социальных сетей существуют, как минимум, два серьезных риска: объективное замедление роста их аудитории (хотя бы в силу того, что дальнейшее распространение интернета сталкивается с проблемами инфраструктурного характера, а в ряде стран «упирается» в низкий уровень доходов населения) и возрастание рисков государственного вмешательства в их деятельность (так, уже сейчас насчитывается более 20 стран, в которых действую законодательные ограничения на деятельность социальных сетей, вплоть до их полного запрета).

В настоящий момент у инвесторов, готовых попытаться реализовать идею «конвертации популярности социальных сетей в деньги», есть возможность сделать это на рынке биржевых фондов через специализированных фонд Social Media Index ETF (SOCL), повторяющий структуру индекса Solactive Social Media Index.

 





ДРУГИЕ НОВОСТИ
ETFs, инвестирующие в олово →
Французские ETFs: идея роста развитых рынков и «возврата» капитала в Европу →
ETFs с обратным левериджем: привлекательно, но рискованно →
не интересно
средне
полезно
(Нет голосов)

Все права защищены и охраняются законом. All Etf © 2011-2018