ETFs онлайн-торговли / 24 Июля 2019 |
В последнее время одной из отраслей, в которых происходят «тектонические» изменения, обусловленные быстрым развитием современных технологий, стала торговля. Своеобразным «технологическим Рубиконом» для этой отрасли экономики стало широкое распространение интернета, которое способствовало зарождению принципиально нового сегмента – онлайн-торговли (нередко ее также называют интернет-торговлей и электронной коммерцией). В настоящее время на глобальном рынке биржевых фондов среди частных и институциональных инвесторов чрезвычайно популярны инвестиционные идеи, связанные с развитием современных технологий и их влиянием на самые разные отрасли и сектора мировой экономики.С точки зрения участников финансовых рынков наибольший интерес представляют среднесрочные и долгосрочные изменения, приводящие к существенным изменениям в «традиционных» отраслях экономики, а в ряде случаев – и к их радикальной трансформации. При этом в процессе мониторинга подобных изменений внимание инвесторов сконцентрировано, прежде всего, на тех отраслях, которые характеризуются значительным вкладом в структуру валового внутреннего продукта, так как именно в них можно обеспечить формирование достаточно широко диверсифицированного инвестиционного портфеля. В последнее время одной из таких отраслей, в которых происходят «тектонические» изменения, обусловленные быстрым развитием современных технологий, стала торговля. Своеобразным «технологическим Рубиконом» для этой отрасли экономики стало широкое распространение интернета, которое способствовало зарождению принципиально нового сегмента – онлайн-торговли (нередко ее также называют интернет-торговлей и электронной коммерцией). Изначально онлайн-торговля, зародившаяся в начале 90-х годов XX века, развивалась в нишевых сегментах (например, одними из первых ее преимущества оценили авиакомпании, которые стали развивать глобальные сервисы по продаже авиабилетов), однако буквально через несколько лет появились первые проекты, ориентированные на массового потребителя (ярким примером в этом отношении является Amazon, который стал одним из первых и при этом одним из самых успешных проектов в сфере электронной коммерции). Основатели первых проектов в сфере интернет-торговли очень тщательно подходили к выбору ассортимента, предъявляя весьма жесткие требования при выборе ассортимента предлагаемых товаров. Как правило, предпочтение отдавалось товарам, имеющим длительный срок годности, не требующим специальных условий транспортировки и хранения, относительно небольшим по своим размерам и удобным для упаковки (не удивительно, что многие интернет-магазины начинали торговать книгами, музыкальными дисками и игрушками). Однако по мере расширения клиентской базы электронной коммерции и развития логистических сервисов ассортимент товаров и услуг, доступных потребителям в сегменте онлайн-торговли, практически «сравнялся» с традиционным ассортиментом, доступным в традиционных магазинах. Так, даже по самым консервативным оценкам, по итогам 2018 года совокупный оборот онлайн-торговли в мире превысил 30 трлн. долл., а общее количество клиентов, приобретающих товары и услуги в онлайне, превысило 1,5 млрд. человек. «Сопоставимость» ассортимента, доступного потребителям как в онлайне, так и в офлайне, привела к целому ряду серьезных изменений в сфере торговли, среди которых, с одной стороны, нужно особо отметить возникновение и быстрое развитие «смешанных форматов», предполагающих одновременное использование как традиционных торговых форматов, так и формата онлайн-торговли (в этом случае онлайн-торговля рассматривается в качестве дополнительного канала продаж), а, с другой стороны, возникновение достаточно жесткой конкуренции между ними (наиболее отчетливо это видно в сегменте торговли книгами, в котором онлайн-торговля развивается дольше всего). С высокой долей вероятности можно предположить, что в обозримой перспективе онлайн-торговля будет, как минимум, развиваться значительно быстрее по сравнению с классическими торговыми форматами в силу двух основных причин. Во-первых, онлайн-торговля характеризуется более низким уровнем издержек по сравнению с классическими торговыми форматами. Дело в том, что она предполагает принципиально другую логику ведения бизнеса, в рамках которой предполагается, что потребитель, находясь на сайте интернет-магазина (как вариант – его партнера), принимает решение о покупке товара (услуги) и осуществляет его оплату. Соответственно, покупка совершается без «привязки» к географическому положению потребителя и не требует обязательного физического посещения магазина (иными словами, исчезает потребность в магазине как месте физического размещения товара). Применение подобной бизнес-модели дает компаниям, развивающим онлайн-торговлю, множество возможностей для оптимизации издержек. Например, по сравнению с традиционными торговыми форматами им требуется значительно меньше торговых площадей: по сути, компании, занимающиеся электронной коммерцией, заинтересованы в создании широкой сети выдачи заказов, а не в создании сети полноценных магазинов (для сравнения: даже относительно небольшой «магазин у дома» имеет площадь от 50 м2 до 150 м2, в то время как обычный пункт выдачи заказов вполне «умещается» на площади от 10 м2 до 30 м2). Соответственно, компаниям, занимающимся онлайн-торговлей, требуются значительно меньшие инвестиции для развития торговой сети, особенно если учесть тот факт, что развитие сети пунктов выдачи заказов вполне может осуществляться по партнерским программам. Кроме того, компаниям, занимающимся электронной коммерцией, требуется значительно меньше персонала: как минимум, им не требуются продавцы и охранники, непосредственно находящиеся в торговом зале, что также позитивно отражается на общем уровне их издержек. Также для компаний, специализирующихся на онлайн-торговле, характерны меньшие затраты на логистику, что обусловлено упрощением общей логистической схемы: товары попадают в крупные распределительные центры, где сразу отгружаются в соответствии с заказами потребителей, в то время как для традиционной торговли характерны намного более длинные (по количеству звеньев) логистические цепочки, включающие, в частности, промежуточные распределительные центры и склады самих магазинов. Во-вторых, онлайн-торговля кардинальным образом расширяет охват потребительской аудитории: любой человек, имеющий доступ в сеть интернет, может зайти на сайт интернет-магазина и совершить покупку (проще говоря, территориальная удаленность потребителя перестает играть какое-либо значение). Что же касается классических магазинов, то они ориентированы на обязательное посещение их потребителем, что кардинально сокращает охват потребительской аудитории, ограничивая его только теми потребителями, которые могут добраться до магазина и готовы потратить на это время. «Лидерство по издержкам» и широкий охват потребительской аудитории, характерные для компаний, занимающихся онлайн-торговлей, привели к тому, что биржевые фонды, специализирующиеся на вложениях в них, с начала текущего года (по 19 июля включительно) продемонстрировали впечатляющий уровень доходности, в частности, фонд Amplify Online Retail ETF (IBUY) прибавил 24,08%, а фонд ProShares Online Retail ETF (ONLN) принес инвесторам 25,59%. ДРУГИЕ НОВОСТИ ETF инвестирующий в удобрения → ETFs, инвестирующие в облигации с использованием «эффекта плеча» → Обратные ETFs: «торговая война» США и Китая спровоцирует к ним всплеск интереса → |
не интересно |
средне |
полезно |
(Голосов: 2, Рейтинг: 3) |