ETFs, инвестирующие в органические продукты / 3 Сентября 2018 |
Одной из глобальных тенденций последних лет, достаточно четко проявлявшейся в экономически развитых странах, а в последнее десятилетие распространившейся и на развивающиеся экономики, является готовность потребителей приобретать органические продукты. Пока эта тенденция в основном затрагивает рынки продуктов питания и рынок косметики, однако постепенно она распространяется и на другие, зачастую «смежные», рынки (рынок напитков, рынок упаковки и т.д.). В настоящее время самым распространенным на рынках акций и, естественно, нашедшим свое отражение на рынке биржевых фондов подходом к инвестированию выступает «трендовое инвестирование».Использование этого подхода предполагает формирование портфелей из акций тех компаний, которые извлекают прибыль в результате развития той или иной тенденции (базового тренда), причем срок инвестирования во многом определяется ожиданиями инвестора относительно характера ее дальнейшего развития. Трендовое инвестирование может применяться как на локальных, так и на глобальном рынке акций, однако сточки зрения потенциальной доходности наиболее привлекательными, безусловно, являются глобальные тренды, так или иначе затрагивающие мировую экономику в целом или, как минимум, ее достаточно существенную часть. Одной из глобальных тенденций последних лет, достаточно четко проявлявшейся в экономически развитых странах, а в последнее десятилетие распространившейся и на развивающиеся экономики, является готовность потребителей приобретать органические продукты. Пока эта тенденция в основном затрагивает рынки продуктов питания и рынок косметики, однако постепенно она распространяется и на другие, зачастую «смежные», рынки (рынок напитков, рынок упаковки и т.д.). Стремительный рост популярности органической продукции, причем не только продуктов питания, способствовало одновременное сочетание сразу трех условий: 1) забота людей о качестве жизни, в том числе и о состоянии своего здоровья (с одной стороны, потребители заинтересованы в его повышении, а, с другой стороны, они стремятся делать это «максимально необременительным образом», т.е. с этой позиции использование органической продукции является одним из самых простых и удобных способов одновременно достичь этих целей); 2) распространение «зеленых» идей среди потребителей (если в развивающихся странах эти идеи являются в большей степени декларативными, то в экономически развитых они уже оказывают серьезное влияние на потребительское поведение); 3) наличие платежеспособного спроса (органическая продукция, как правило, продается на рынке с весьма существенной премией к «неорганической», причем величина этой премии в среднем составляет порядка 30-50%, достигая в отдельных сегментах 200% и более). Необходимо отметить, что мировой рынок органических продуктов возник относительно недавно – в 80-х годах XX века, однако на протяжении нескольких десятилетий он оставался типичным «нишевым» рынком, характеризующемся аномально высоким уровнем концентрации. Фактически до конца XX века он подразделялся на два больших сегмента – американский (крупнейшим локальным рынком на нем были и остаются США) и европейский (на этом региональном рынке исторически доминируют страны Западной Европы), в то время как доля остальных национальных рынков не превышала на нем 3-4%. В XXI веке ситуация начала меняться, причем быстро и весьма радикально. Во-первых, на фоне общего экономического роста объем рынка органических продуктов стал стремительно расти. Например, по данным Международной федерации органического сельского хозяйства, по итогам 2000 года объем мирового рынка органических продуктов питания составлял 17,9 млрд. долл., а по итогам 2016 года он достиг отметки 89,7 млрд. долл., т.е. за этот период этот сегмент рынка органических продуктов увеличился примерно в 5 раз. Во-вторых, происходит постепенное изменение структуры рынка органических продуктов: совокупная доля традиционных региональных рынков (американский + европейский) постепенно снижается и составляет сейчас менее 90% его объема, при этом растет значение стран Азиатско-Тихоокеанского региона (здесь можно отметить, прежде всего, Китай и Японию). Результатом этих изменений является то, что рынок органических продуктов характеризуется опережающими темпами роста по сравнению с «конкурирующими» рынками традиционных продуктов, причем в обозримой перспективе темпы его роста с высокой долей вероятности по-прежнему останутся высокими. Во-первых, рынок органических продуктов, как и весь продуктовый рынок в целом, реагирует на происходящие демографические изменения. Одновременно развивается сразу две глобальных демографических тенденции: продолжает увеличиваться общая численность населения планеты и растет, причем беспрецедентными в истории темпами, средняя продолжительность жизни людей (грубо говоря, увеличивается общее число потребителей, что автоматически приводит к росту подавляющего большинства рынков, в том числе и тех, на которых представлены органические продукты). Во-вторых, географически рынок органических продуктов остается очень сильно сегментированным, причем доля развивающихся стран на нем совсем не велика (в общей сложности ее можно оценить примерно в 7%). Необходимо акцентировать внимание на том, что «скромная» доля развивающихся стран на этом рынке обусловлена, прежде всего, отсутствием соответствующей нормативной базы на законодательном уровне. Именно по этой причине типичной бизнес-моделью производителей органических продуктов, находящихся в развивающихся странах, является модель, ориентированная преимущественно (как вариант – исключительно) на экспортные поставки. В-третьих, сдвиги, происходящие в потребительском поведении, являются очень благоприятными для органических продуктов. По большому счету, в настоящий момент можно выделить два основных направления этих сдвигов: предпочтение здорового образа жизни, активно поддерживаемое на государственном уровне, и «социальная значимость потребления», подразумевающая, что потребитель отдает предпочтение тем продуктам, производство которых не приводит к негативным социальным или экологическим последствиям. В совокупности эти факторы приводят к тому, что, не смотря на свой премиальный характер (с точки зрения ценовой категории), мировой рынок органических продуктов имеет впечатляющие перспективы роста, особенно если учесть тот факт, что в целом ряде стран всерьез обсуждается дополнительное государственное субсидирование производителей органических продуктов («пионером» в этом отношении выступает Австралия, являющаяся крупнейшим производителем органических продуктов в мире). Сейчас на мировом рынке биржевых фондов представлен всего один фонд, позволяющий частным и институциональным инвесторам, «присоединиться» к росту глобального рынка органических продуктов, в инвестиционный портфель которого входят акции 25 публичных компаний, работающих на нем, – это Organics ETF (ORG). За прошедший год (по 27 августа включительно) доходность этого фонда составила 8,95%. P.S. Благодарим читателя Николая Алексеевича В. за обнаруженную им ошибку ДРУГИЕ НОВОСТИ ETFs социальных инвестиций → ETFs на ключевые индексы США → ETFs на российском рынке → |
не интересно |
средне |
полезно |
(Голосов: 4, Рейтинг: 2.5) |