В строке поиска вы можете ввести тикер или ключевые слова. Вам будет предложена подборка статей на нашем сайте, где упоминаются эти данные.
Наш канал в Telegram

Банковские ETFs.


В настоящее время частные инвесторы, работающие на глобальном рынке биржевых фондов, имеют возможность вложить свои средства в практически любую отрасль мировой экономики – начиная от коммунального хозяйства и заканчивая ядерной энергетикой.

В процессе формирования инвестиционных портфелей по отраслевому принципу распространение получили два основных подхода: первый из них предполагает широкую диверсификацию портфеля, т. е. в этом случае инвестор приобретает достаточно большое количество разнообразных отраслевых ETFs (порядка 20-25 фондов), а второй подход основан на «точечном инвестировании» и предполагает выбор ограниченного количества отраслевых фондов (обычно – не более 5-8 фондов).

Принципиальное отличие «широкого» и «узкого» подходов друг от друга заключается в том, что «широкий» подход изначально ориентирован на рост экономики (как свидетельствует мировая практика, в условиях стагнации и, тем более, спада экономики его эффективность обычно не высока), а «узкий» подход является гораздо более гибким. Его гибкость объясняется тем, что «поведение» отдельных отраслей при различных сценариях развития экономики заметно отличается: в условиях интенсивного экономического роста лучшие результаты показывают циклические отрасли, при скромных темпах роста или «топтании на месте» – защитные отрасли, а при «сползании вниз» – растущие отрасли (особенно те, развитие которых активно поддерживается государством). Иными словами, периодически меняя структуру своего инвестиционного портфеля, инвестор может эффективно контролировать принимаемые риски.

Сейчас большинство специалистов полагает, что, не смотря на наличие ряда негативных факторов (например, существующего риска замедления темпов роста китайской экономики и непредсказуемости развития ситуации на Украине), в ближайшие 2-3 года мировая экономика в целом будет расти, причем «центрами роста», скорее всего, станут развитые страны (прежде всего, США, страны Европейского союза и, возможно, Япония). В частности, по оценкам специалистов Евразийского банка развития в 2014 году рост мирового ВВП ускорится до 3,5% (в 2013 году темпы экономического роста были скромнее – около 3,0%).

Таким образом, для инвесторов, готовых рискнуть и сформировать свой портфель в соответствии с «узким» отраслевым подходом, наибольший интерес представляют циклические отрасли, среди которых особое внимание стоит обратить на банковский сектор, который нередко называют «барометром экономики». Дело в том, что финансовые показатели банков очень чувствительны к любым экономическим изменениям, причем именно банки обычно первыми «пожинают плоды» экономического роста.

Эта особенность банковского сектора объясняется спецификой банковской деятельности: по сути, банки зарабатывают на разнице в стоимости привлечения и размещения денежных средств (очевидно, чем больше эта разница, тем больше зарабатывает банк).

На «дне» экономического цикла процентные ставки, непосредственно определяющие стоимость привлечения ресурсов банками, как правило, низки, а спрос на кредиты (как со стороны предприятий, так и населения) незначителен. Когда же «дно» экономического цикла сменяется «подъемом», спрос на кредиты начинает стремительно расти. Это приводит к быстрому росту кредитного портфеля банков, причем на этом этапе доля просроченных кредитов остается практически неизменной, а их процентная маржа остается довольно высокой. В этот период вполне возможен феноменальный рост рентабельности банковского бизнеса, особенно в условиях относительно невысокой конкуренции, поэтому во время экономического «подъема» акции банков нередко становятся лидерами роста рыночных котировок. Вполне комфортно ощущают себя банки и на «пике» экономического цикла, однако при начале экономического «спада» ситуация в банковском секторе принципиально меняется – банки из лидеров очень быстро становятся аутсайдерами (в частности, спрос на кредиты «сжимается», а «просрочка» по уже выданным кредитам начинает расти в геометрической прогрессии). До нового «дна» экономического цикла, по крайней мере, часть банков просто «не доживает» (они либо приобретаются более успешными конкурентами, либо национализируются, либо становятся банкротами), а через некоторое время «дно» вновь сменяется «подъемом», и весь цикл повторяется.

О том, в какой именно стадии экономического цикла находится экономика, можно судить, опираясь на рыночные мультипликаторы банковского сектора, в частности, в этом отношении наиболее информативен такой финансовый мультипликатор как Рыночная капитализация/Собственный капитал банка.

На «дне» экономического цикла значение этого мультипликатора для подавляющего большинства коммерческих банков ниже единицы. Например, в 2009-2010 годах у европейских банков значения этого мультипликатора находились в диапазоне от 0,5 до 0,7, т. е. они оценивались с серьезным дисконтом к собственному капиталу. В условиях «подъема» значение этого коэффициента также начинает увеличиваться, причем, как показывает зарубежный опыт, к концу этой стадии цикла дисконт сменяется премией (значение мультипликатора возрастает до 1,1-1,3, а в отдельных случаях – и более). «Пик» экономического цикла характеризуется тем, что отношение капитализации к собственному капиталу достигает максимума – на развитых рынках банки стоят порядка 1,5-1,7 капитала, а на развивающихся – их стоимость может доходить до 3-4 капиталов, однако при «спаде» экономики оценка банков начинается снижаться, и на «дне» рынка они оцениваются инвесторами дешевле собственного капитала.

Сейчас в мировой экономики сложилась весьма интересная ситуация: с одной стороны, рост мировой экономики – это объективный факт (его оценки могут довольно сильно отличаться, однако все без исключения международные организации фиксируют его, начиная с 2010 года), а, с другой стороны, отношение инвесторов к банкам до сих пор остается довольно настороженным (возможно, из-за той роли, которую они сыграли в период мирового финансового-экономического кризиса 2008 года), поэтому их мультипликаторы остаются относительно не высокими (например, не смотря на продолжающийся уже 4 года глобальный экономический рост, многие крупнейших американских и европейских банков по-прежнему торгуются с дисконтом к собственному капиталу и лишь некоторые банки (например, HSBS) торгуются с небольшой премией к нему). Иначе говоря, оценка банковского сектора в глобальном масштабе по историческим меркам остается достаточно низкой и в большей степени соответствует не стадии экономического «подъема», а стадии «дна».

Если в ближайшие несколько лет глобальная экономика не столкнется с новыми экономическими потрясениями, то возникший дисбаланс рано или поздно будет ликвидирован, при этом, скорее всего, частным инвесторам не стоит рассчитывать на то, что банки вновь начнут оцениваться по докризисным мультипликаторам, кратным стоимости их капитала, однако вполне логично ожидать значительного сокращения существующего дисконта в их оценке (даже если средний мультипликатор Рыночная капитализация/Собственный капитал «доползет» до 1, то инвесторы имеют все шансы неплохо заработать).

Стоит отметить, что за последние 12 месяцев банковские ETFs принесли весьма неплохие результаты. В частности, фонд iShares S&P Global Financials ETF (IXG), специализирующийся на вложениях в финансовый сектор в глобальном масштабе, принес инвесторам за этот период 12,50% годовых, а ориентированные на вложения в американский банковский сектор iShares U.S. Financial ETF (IYF) и SPDR S&P Bank ETF (KBE) заработали 13,42% и 15,07% соответственно. Порадовали инвесторов и ETFs, отдавшие предпочтение региональным банкам в структуре своих портфелей (например, PowerShares KBW Regional Banking Portfolio (KBWR) прибавил 17,81%, а KBW Regional Banking ETF (KRE) – 18,80%).





ДРУГИЕ НОВОСТИ
Финансовые инновации: рыночно-нейтральные ETF →
ETFs краткосрочных облигаций на мировом рынке →
«Зеркальные» ETFs на хедж-фонды →
не интересно
средне
полезно
(Голосов: 3, Рейтинг: 2.33)

Все права защищены и охраняются законом. All Etf © 2011-2018