Многие критикуют ЦБРФ за неуклонное повышение ставки. Я склонен согласиться с критиками.
Дело в следующем.
1. Нынешний всплеск инфляции вызван во многом военными деньгами. С одной стороны это выплаты участникам СВО, которые их инвестируют отнюдь не фондовый рынок (хотя туда что-то тоже попадает, поэтому индекс не реагирует на рост ставки). С другой, это - расходы государства на военное производство, которые тоже рано или поздно влияют на инфляцию, как потребительскую, так и промышленную. По каким правилам циркулируют деньги внутри ВПК, ЦБРФ знать не может, и с каким ритмом военные деньги попадают на потребительский рынок - тоже. А отсюда мы выходим на важную характеристику:
2. Скорость обращения денег. Вспомните простейшую формулу денежного обращения: PQ=MV . ЦБРФ может регулировать денежную массу M, но ничего не может поделать со скоростью её обращения V в правой части формулы. Да, Q (производство) в левой части формулы растёт за счёт ВПК, но на Р (уровень потребительских цен) это не влияет никак.
3. Таким образом инфляция, которая не нравится ЦБРФ, имеет не монетарную природу и никак не реагирует на уровень ставки. Да, ЦБ притушит ипотечное кредитование, но правительство финансирует производство бронетехники и снарядов, и ему плевать на ставку ЦБРФ. Производитель все равно получит деньги, а рабочие (и военные) все равно свои зарплаты потратят.
4. Кроме того, рост курса доллара подстегивает инфляцию. Ведь если нам, волонтерам, необходимо срочно купить Мавик военным, мы все равно его купим, и нам нет дела до курса доллара. Надо, значит надо. Продажа валютной выручки поможет курсу рубля, но на инфляции скажется мало.
Вывод: рынкам все равно, какая у ЦБРФ будет ставка 10-13-15٪.
Есть более важные проблемы, чем развитие конкуренции и "институтов", проблемы которых ЦБРФ привык перекладывать на Правительство
ДРУГИЕ НОВОСТИ Подведем итоги 9 месяцев для стратегии «распределение активов» → СТАТИСТИКА → Эксперимент с китайскими акциями не удался → |