В строке поиска вы можете ввести тикер или ключевые слова. Вам будет предложена подборка статей на нашем сайте, где упоминаются эти данные.
Наш канал в Telegram

Немного теории или когда "количественное смягчение" не работает. / 7 Февраля 2020

Общим местом среди аналитиков стал вывод о корреляции между ростом денежной массы в обращении и динамикой фондовых индексов. Отсюда следует прогноз, что раз ФРС, Банк Китая, ЕЦБ, Банк Японии и далее по списку накачивают финансовые системы дешевыми деньгами, значит рынки акций уйдут на новые максимумы. К сожалению, это не всегда работает.

Рассмотрим самую простую формулу денежного обращения из учебника по макроэкономике:

                                               P*Q=M*V

Где
P – уровень цен
Q – натуральное предложение товаров и услуг
M – денежная масса в обращении
V – скорость оборота денег.

В нормальной конкурентной экономике монетарная политика центрального банка сводится к следующему: манипулируя М в правой части уравнения, можно добиться нужной реакции в левой.

При этом V – скорость оборота денег настолько инертный показатель, что для упрощения его считают константой.

Например, действует такая последовательность:
1) центральный банк увеличивает денежную массу в обращении – М,
2) у потребителей становится больше денег,
3) производители конкурируют за потребителей, видя с их стороны растущий спрос, наращивают производство – Q.

Способов нарастить М грубо два:
- изящный – через снижение ставки центральный банк делает коммерческим банкам доступным кредит (поэтому «ставка ЦБ» обычно называется «ставкой рефинансирования», под залог активов ЦБ кредитует банки), далее включается денежный мультипликатор и денег в обращении становится больше;
- прямой – например ФРС или ЕЦБ скупают на рынке облигации. Это – прямая денежная эмиссия иногда уместная потому, что активы, попавшие на баланс центрального банка, «не давят» на рынок долга.

Задача центрального банка – не «переборщить», необходимо постоянно анализировать эластичность, чувствительность предложения к дополнительному спросу.

Почему Центральный банк РФ и либералы-экономисты озабочены «таргетированием инфляции»? Потому что российская экономика не слишком конкурентна, многие рынки монополизированы. Что происходит в ответ на рост М в России? Правильно, монополисты вместо повышения Q тупо повышают цены – Р. А так как ЦБРФ не может прямо диктовать участникам рынка уровень цен, то Центральный банк держит экономику на «голодном пайке», всячески ограничивая рост денежной массы, дабы не допустить рост инфляции. А развитием конкуренции пускай занимается правительство.

Данная политика высокоэффективна после кризисов, когда высокую инфляцию нужно погасить. ЦБ успешно с ней справлялся после 1998 и 2008 годов.

Но западные центральные банки в высокой конкурентности своих экономик уверены, поэтому смелее манипулируют денежной массой и не боятся денежной эмиссии.

Но риски в их монетарной политике тоже присутствуют.
Риск дефляции. Это - жупел западных центробанков. Дело в том, что:
1) если рост денежной массы недостаточен,
2) беднеющие потребители отказываются покупать товары и услуги,
3) на что производители реагируют снижением цены Р,
4) потребители, увидев, что цены снижаются, еще больше откладывают потребление и крупные покупки.
5) а так как цены радикально падать не могут, то начинает падать Q.
Запускается спираль положительной обратной связи, на которую центробанк повлиять не может.

Экономическая история полна примеров, когда периоды дефляции длились годами и десятилетиями. Например, в России мало кто помнит, что «великой депрессией» первоначально называли тридцатилетний период после гражданской войны в США. Тогда государство активно изымало из обращения банкноты, эмитированные банками во время войны, ФРС тогда не существовало, денежная масса стремительно сжималась, и производство не росло. «Великая депрессия» 30-х годов 20 века длилась несколько лет и прервалась только во время Второй мировой войны.

Причина дефляционной спирали таится в массовой психологии, отказ потребителей потреблять означает снижение V – скорости обращения денег. Константа в уравнении становится переменной. И центральный банк может сколь угодно эмитировать дополнительные деньги, потребители будут «складывать их под подушку» и ждать дальнейшего снижения цен. Самый яркий пример – Япония. После кризиса 1990 года Банк Японии утратил рычаги для проведения эффективной монетарной политики и не может проводить ее до сих пор. Стареющее население не желает потреблять и инвестировать, а «плату за хранение денег на счетах можете вводить сколько хотите».

Недавний, мало известный пример – Россия зимы 2008-2009 годов. Центральный банк РФ чуть ли не самым первым из центральных банков мира осуществил эмиссионную поддержку экономики. Что произошло дальше? А ничего. Банки решили собственные проблемы ликвидности, «уселись на деньги» и в реальный сектор экономики деньги не пустили. И потом еще полгода президент собирал совещания банкиров с вопросом «а где же деньги?» А банкам было «страшно» выдавать кредиты. И оживление произошло только после того, как страх прошел, глобальная экономика начала восстанавливаться.

Еще один яркий пример из истории, когда скорость обращения денег выходит из-под контроля и лишает смысла монетарную политику ЦБ, - начало 1990х годов на территории бывшего СССР. А кто этот период не застал, может прочесть прекрасную книгу Эриха Марии Ремарка «Черный обелиск» о Веймарской Германии 1920-х годов.

В ответ на взрывной рост денежной массы - М в экономике начинается «бегство от денег», скорость обращения – V в правой части уравнения резко растет, а в левой ответно резко растет Р. Это – гиперинфляция. Восстановить доверие населения к валюте, скомпрометированной гиперинфляцией, невозможно. Центробанки осуществляют денежные реформы, замену денег в обращении. Только так можно вернуться на путь аккуратной монетарной политике и восстановить управляемость в народном хозяйстве.

Сейчас глобальным рынкам гиперинфляция не грозит. Более вероятен первый негативный сценарий. В ответ на некий кризис - «черный лебедь», подобный коронавирусу в Китае, скорость обращения денег стремительно падает, покупатели отказываются покупать, инвесторы инвестировать, все рынки замирают в ожидании, чем же все кончится… И начинается крах…

У меня нет задачи пугать читателей. Просто хочу предупредить, что денежная накачка со стороны ФРС, ЕЦБ и банка Китая может не спасти фондовые рынки в случае настоящего «черного лебедя».





ДРУГИЕ НОВОСТИ
Нельзя оставить без комментариев последние события →
Итоги 2019 →
Принял решение вернуть акции Мостотреста в портфель →
не интересно
средне
полезно
(Голосов: 1, Рейтинг: 3)
Все права защищены и охраняются законом. All Etf © 2011-2018