ETFs стран Азиатского-Тихоокеанского региона (кроме Японии) / 22 Сентября 2017 |
В подавляющем большинстве случаев инвесторы, ориентированные на вложения в региональные фонды, прекрасно осознают «проблему неоднородности экономик», но для некоторых макрорегионов и, прежде всего, для Азии (или точнее – стран Азиатско-Тихоокеанского региона), разрыв в уровне развития отдельных стран имеет критический характер, т. е. страны, входящие в один регион, отличаются друг от друга «слишком сильно» и при всем желании не могут рассматриваться инвесторами как «сходные экономики». В настоящий момент на глобальном рынке биржевых фондов представлено достаточно большое количество региональных фондов (нередко их также называют «макрорегиональными»), инвестирующих по территориальному признаку. Как правило, региональные фонды концентрируются на том или ином географическом регионе (чаще всего, достаточно крупном) и пытаются реализовать глобальную – нередко средне- или долгосрочную – инвестиционную идею, затрагивающую, пусть и неравномерно, экономику всех стран, в фондовые рынки которых инвестируют подобные фонды. Традиционно региональные фонды отдают предпочтение вложениям в национальные рынки акций, позволяющие, с одной стороны, обеспечить необходимый уровень диверсификации инвестиционного портфеля (за счет выбора эталонного индекса, обладающего широкой базой расчета), а, с другой стороны, получать, по крайней мере, потенциально, достаточно высокий уровень доходности. В других сегментах финансового рынка региональные фонды представлены значительно скромнее, хотя у частных и институциональных инвесторов есть возможность «выйти» через такие фонды на валютный и облигационный рынок. «Классическим» вариантом работы для региональных фондов является максимально широкий охват выбранного региона, как минимум, на уровне фондовых рынков отдельных стран, т. е. при отсутствии серьезных законодательных ограничений такие фонды стремятся включить в свои портфели все локальные рынки, особенно в тех случаях, когда их количество относительно не велико (к примеру, при вложениях в Северную Америку), или в тех случаях, когда страны, относимые к одному региону, характеризуются если не близким, то хотя бы сопоставимым уровнем экономического развития (в частности, это справедливо для фондов, ориентированных на вложения в Европу). Страновая диверсификация позволяет региональным фондам значительно снизить «риск сильной просадки» отдельных национальных рынков. Тем не менее, некоторые регионы, мягко говоря, не совсем удобны для региональных фондов, реализующих «классическую» инвестиционную стратегию. Дело в том, что базовая идея, лежащая в основе «регионального инвестирования», предполагает определенный уровень «однородности» экономик, относимых к одному региону. Это совершенно не означает, что все локальные экономики должны быть «абсолютно идентичными друг другу», но предполагает, что они сходным образом будут «реагировать» на глобальные экономические тренды. Однако на практике в мире нет ни одного «абсолютно однородного» региона: страны, входящие в один и тот же регион по географическому признаку, объективно отличаются друг от друга по масштабам экономики, ее отраслевой структуре, темпам экономического роста, уровню долговой нагрузки и т. д. В подавляющем большинстве случаев инвесторы, ориентированные на вложения в региональные фонды, прекрасно осознают «проблему неоднородности экономик», но для некоторых макрорегионов и, прежде всего, для Азии (или точнее – стран Азиатско-Тихоокеанского региона), разрыв в уровне развития отдельных стран имеет критический характер, т. е. страны, входящие в один регион, отличаются друг от друга «слишком сильно» и при всем желании не могут рассматриваться инвесторами как «сходные экономики». Например, среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона «страной-уникумом» можно смело считать Японию: по сути, будучи экономически развитой страной, она намного раньше (речь идет не о нескольких годах, а о нескольких десятилетиях) прошла тот путь, по которому, пусть и с некоторыми отклонениями, сейчас двигаются остальные страны регионы (кстати, за исключением Южной Кореи, все они являются типичными развивающимися экономиками). Соответственно, серьезный «разрыв» в уровне экономического развития Японии по сравнению с остальным странами региона дополнительно усугубляется разными фазами экономического цикла, в частности, после мирового финансово-экономического кризиса 2008 года страна так и не смогла продемонстрировать «убедительных» темпов экономического роста. Кроме того, для Японии характерен чрезвычайно высокий уровень государственной долговой нагрузки: по состоянию на конец 2016 года соотношение государственного долга к валовому внутреннему продукту страны составляло около 239% (по этому показателю страна занимает первое место в мире). При этом в силу специфики национального финансового рынка, на котором велика доля японских инвесторов, огромный государственный долг пока не становится непреодолимой проблемой для страны (многие из внутренних инвесторов приобретают государственные облигации в расчете на владение ими вплоть до погашения), однако возможности по государственному стимулированию экономики в Японии существенно ограничены. Другие же страны Азиатско-Тихоокеанского региона, напротив, рассматривают государственное стимулирование экономики как один из ключевых пунктов своей экономической политики (к примеру, подобную позиции занимает Китай, который за счет подобного стимулирования планирует избежать «жесткой посадки»). Еще одной уникальной особенностью японской экономики является дефляция. Примечательно, что на сегодняшний день Япония – единственная страна в мире, всерьез столкнувшаяся с проблемой продолжительной дефляции. Систематическое снижение цен фиксировалось в Японии на протяжении полутора десятилетий и только в 2016 году Банк Японии официально объявил о завершении периода дефляции, которая привела к сокращению объемов производства и падению инвестиционной активности в реальном секторе экономики. Для экспортно-ориентированной экономики, которой является Япония в силу своего географического положения – небольшая, но густонаселенная территория без существенных запасов полезных ископаемых, – снижение экспортного потенциала на фоне усиления конкуренции на мировом рынке и, прежде всего, конкуренции по издержкам, оказалось достаточно болезненным, причем не только в экономическом, но и в политическом плане (Япония оказалась в серьезной зависимости от своих основных торговых партнеров). Помимо всего перечисленного выше, для Японии, являющейся мировым лидером по средней ожидаемой продолжительности жизни, чрезвычайно актуальна проблема старения населения: как минимум, старение населения негативным образом сказывается на уровне потребления, который уменьшается по мере увеличения среднего возраста населения страны. «Нетипичность» Японии по сравнению с остальными странами Азиатско-Тихоокеанского региона привела к тому, что на глобальном рынке ETFs стали появляться региональные фонды, ориентированные на вложения в данный регион, но при этом сознательно исключающие Японию из своих инвестиционных портфелей. В целом логика действий провайдеров таких региональных фондов была достаточно проста: они «отказывались» от вложений в локальную экономику, имеющую самые «туманные» перспективы роста. Как показала практика, применяемый ими подход оказался достаточно результативным, в частности, с начала текущего года по 19 сентября включительно фонд Wisdom Tree Asia Pacific ex-Japan (AXJL) прибавил 22,20%, а фонд PowerShares FTSE RAFI Asia Pacific ex-Japan (PAF) принес инвесторам 22,73%. ДРУГИЕ НОВОСТИ ETFs, инвестирующие в природные ресурсы → ETFs, инвестирующие в переработку отходов → ETFs, инвестирующие в рынок смартфонов → |
не интересно |
средне |
полезно |
(Голосов: 1, Рейтинг: 3) |