ETFs, специализирующиеся на инвестициях в IPO |
При всем многообразии инвестиционных стратегий, предполагающих совершение операций с акциями и доступных различным категориям инвесторов на мировом рынке биржевых фондов, в зависимости от «места» свершаемых сделок они могут быть подразделены на стратегии, ориентированные первичный рынок, и стратегии, ориентированные на вторичный рынок. Необходимо заметить, что в настоящий момент в глобальном масштабе подавляющее большинство инвесторов предпочитает работать вторичном рынке, причем основными аргументами в пользу подобного решения традиционно выступают наличие публичной биржевой истории (как минимум, она позволяет применять инструменты технического анализа для принятия инвестиционных решений), доступность значительного объема информации о деятельности компании и приемлемый, т. е. устраивающий конкретного инвестора, уровень ликвидности. Делая выбор в пользу вторичного рынка акций, инвестор «голосует» своими деньгами за «прозрачность» инвестирования (по сути, он вкладывает свои деньги в «знакомую рынку» компанию). Тем не менее, на первичном рынке акций эпизодически возникают довольно интересные инвестиционные возможности, которые традиционно реализуются через стратегию, предполагающую участие в первичных публичных размещениях (сокращенно- IPO). В общем случае первичное публичное размещение – это осуществляемое впервые предложение акций компании неограниченному кругу инвесторов, т. е. при успешном размещении акций компания переходит из разряда непубличных в разряд публичных. Сам по себе процесс «выхода на IPO» является довольно продолжительным (в отечественной практике он занимает не менее 2-3 лет) и требует от компании определенных усилий (например, весьма распространенными являются переход на международные стандарты финансовые отчетности и подготовка консолидированной финансовой отчетности, в том числе ретроспективной), однако при желании привлечение акционерного капитала подобным образом доступно довольно широкому кругу компаний, в том числе и тем, которые были созданы относительно недавно. Принимая решение об участии в первичном размещении акций, инвестор всегда ориентируется на собственную оценку перспектив развития бизнеса «размещающейся» компании: чем более оптимистичной является такая оценка, тем дороже он будет оценивать предлагаемые акции (и, соответственно, будет готов больше за них заплатить). Если же инвестор настроен в отношении предстоящего IPO пессимистично, что, скорее всего, он либо вообще откажется от участия в нем, либо будет просто не готов платить за размещаемые акции высокую цену. Важно акцентировать внимание на том, что обычно экспертные оценки инвесторов отличаются значительным уровнем субъективности (чаще всего, компании, «вышедшие на IPO», за очень редким исключением, не имеют продолжительной истории ведения бизнеса) и могут кардинальным образом отличаться друг от друга, базируясь на одной и той же исходной информации. Как свидетельствует и мировая, и отечественная практика, успешность инвестирования в акции, размещаемые в ходе IPO, напрямую зависит от точности подобных оценок: при верных предпосылках буквально через несколько месяцев после проведения IPO инвестор вполне может заработать 20-30% за счет роста стоимости акций по сравнению с ценой размещения, однако при переоценке перспектив компании величина убытков может быть очень и очень значительной (так, в мировой практике известны случаи, когда стоимость акций снижалась в 2-3 раза по сравнению с ценой первичного размещения). Нужно обратить внимание на то, что многие инвесторы, особенно институциональные, стремясь снизить принимаемые на себя риски, предпочитают не концентрироваться на одном единственном первичном размещении, даже если его проводится компания-бренд, а участвовать относительно небольшими суммами в большом количестве первичных размещений. Такой подход к инвестированию позволяет довольно качественно диверсифицировать риски (фактически «размывается» риск неверной экспертной оценки перспектив размещающихся компаний), но в общем случае предполагает, что инвестор располагает весьма приличным капиталом, так как условия многих первичных размещений предусматривают минимально возможную сумму инвестирования (например, в ряде европейских стран устанавливается подобный порог довольно часто устанавливается на отметке 5000 евро). С этой точки зрения ETFs, специализирующиеся на вложениях в первичные размещения, являются очень удобным инструментом инвестирования: при скромном уровне издержек и небольшой сумме инвестирования инвестор может «охватить» большинство проводимых размещений. Как правило, биржевые фонды, специализирующиеся на участии в IPO, предпочитают копировать один из существующих индексов первичных размещений (так, фонд IPOX-100 Index Fund (FPX) ориентируется на локальный IPOX-100 U.S. Index, а фонд Renaissance IPO ETF (IPO) повторяет специально разработанный глобальный Renaissance IPO Index). При определенных условиях доходность стратегии вложений в IPO может быть достаточно высокой, в частности, уже упоминавшийся выше фонд IPOX-100 Index Fund (FPX) за последние 12 месяцев (с 16 октября 2014 год по 16 октября 2015 года включительно) принес инвесторам 15,82%, однако при работе с такими финансовыми инструментами инвестор должен помнить о ряде характерных для них специфических рисков. Во-первых, подавляющее большинство первичных размещений в мире проводится в условиях растущего рынка: инициаторами проведения IPO выступают мажоритарные акционеры компаний, непосредственно заинтересованные в том, чтобы размещаемые акции были оценены инвесторами достаточно дорого (примечательно, что в условиях стремительного падения стоимости ценных бумаг рынок IPO просто «замораживается» и постепенно «оттаивает» только при «возвращении» растущего тренда). Поэтому при проведении некоторых первичных размещений возникает очень интересный «эффект инвестиционной эйфории», когда все события, касающиеся деятельности компании трактуются исключительно позитивно (объективно же существующие риски полностью или частично игнорируются), т. е. фактическая цена размещения может оказаться весьма далекой от рыночных реалий. Во-вторых, в подавляющем большинстве случае первоначально устанавливается ценовой коридор размещения акций (например, от 19 до 22 долл. за акцию), а итоговая цена размещения устанавливается в зависимости от фактического уровня спроса на акции, т. е. она может оказаться в любой «точке» названного диапазона. Мало того, если спрос на акции будет существенно отличаться от ожиданий организаторов IPO ценовой коридор может быть смещен как в большую, так и в меньшую сторону, причем довольно существенно (иными словами, в какой-то мере любое первичное размещение является «котом в мешке»). В-третьих, все проводимые IPO, по большому счету, предлагают инвесторам поверить в «светлое будущее» компании, которое обычно прогнозируется исходя из довольно оптимистичных предпосылок (одной из самых распространенных из них является предположение о том, что отрасль, в которой работает компания, будет расти высокими темпами в течение продолжительного времени). Если эти предпосылки относительно развития бизнеса компании оказываются ошибочными (по мировой статистике, успешными для инвесторов оказывается всего лишь около 30-35% всех проводимых первичных размещений), то и динамика рыночных котировок акций оказывается далекой от ожидаемой.
ДРУГИЕ НОВОСТИ ETFs развитых рынков → Проблемы бразильской экономики: всерьез и надолго → ETFs, инвестирующие в нефть → |
не интересно |
средне |
полезно |
(Голосов: 7, Рейтинг: 2.86) |