В строке поиска вы можете ввести тикер или ключевые слова. Вам будет предложена подборка статей на нашем сайте, где упоминаются эти данные.
Наш канал в Telegram

ETFs, инвестирующие в уголь

ETFs, инвестирующие в уголь

На глобальном рынке биржевых фондов частные и институциональные инвесторы имеют возможность инвестировать как в относительно стабильные, так и в циклические отрасли.

Основным преимуществом стабильных отраслей, привлекающих участников рынка ETFs, изначально не готовых принимать на себя повышенные риски, является стабильность их развития (например, одним из наиболее стабильных секторов в мировой экономике считается фармацевтический сектор, в котором спрос со стороны потребителей отличается минимальной эластичностью). Безусловно, даже стабильные отрасли не могут развиваться в рамках некой идеальной математической модели, однако в среднем колебания ключевых показателей, например, объема рынка, очень незначительны (они находятся в пределах 2-5%). Соответственно, вкладывая средства в подобные отрасли, инвесторы рассчитывают на более или менее предсказуемую динамику финансовых показателей компаний.

Совершенно другая ситуация наблюдается в циклических отраслях, для которых характерно систематическое повторение 4 основных стадии развития, а именно:

1) стагнация (минимальный спрос и минимальные цены на продукцию);

2) рост (увеличение спроса и рост цен, причем на этой стадии спрос, как правило, растет чрезвычайно быстро);

3) стабилизация (цены остаются очень высокими, но спрос постепенно начинается снижаться);

4) падение (и спрос, и цены начинают резко снижаться, причем нередко это снижение носит «лавинообразный» характер).

Циклические отрасли сами по себе являются намного более рискованными по сравнению со стабильными, однако при этом они несут в себе колоссальный потенциал для получения прибыли (в мировой практике известны случаи, когда при переходе из стадии стагнации в стадию роста котировки акций циклических компаний всего за год вырастали в несколько раз).

При инвестировании в циклические отрасли основная сложность заключается в том, что продолжительность одного цикла, включающегося в себя все 4 стадии, не является фиксированной и может очень сильно варьировать от одного цикла к другому (например, согласно исследованиям, проведенным зарубежными экономистами, продолжительность одного цикла в одной и той же отрасли может составлять от 2-3 лет до 10-11 лет). Также следует отметить, что отдельные стадии в рамках одного цикла обычно являются совершенно разными как по времени существования, так и по своей интенсивности (в частности, в рамках одного цикла стадия стабилизации может продолжаться всего несколько месяцев, а цены при этом вырастут в 4 раза от своих минимальных значений, а в следующем цикле стабилизация может «растянуться», к примеру, на 3 года, но цены поднимутся всего в 2 раза).

Кроме того, для циклических отраслей существует проблема «борьбы циклов», которая заключается в одновременно развитии циклов различной протяженности (так, в рамках растущего суперцикла, продолжительностью в несколько десятилетий, могут последовательно развиваться циклы меньшего масштаба, причем этот процесс может неоднократно повторяться по «принципу матрешки»). В результате участникам рынка зачастую совсем не просто определить какой именно цикл является доминирующим и в какой точке, хотя бы приблизительно, находится циклическая отрасль.

Пожалуй, в настоящее время одной из самых привлекательных циклических отраслей является угольная отрасль (точнее – вложения в энергетический уголь, мировые цены на который за последние годы снизились в несколько раз).

Необходимо отметить, что для угольной отрасли характерны весьма продолжительные циклы – от 7-8 до 11-12 лет, причем во второй половине XX века импульсом для развития угольной промышленности нередко становился рост мировых цены на нефть: стремясь снизить собственную зависимость от импорта нефти страны, выступавшие нетто-потребителями энергоресурсов, начинали активно развивать собственную добычу энергетического угля.

С точки зрения ценовой конъюнктуры глобальный рынок энергетического угля уже очень продолжительное время находится «в депрессии», причем для этого существует сразу несколько  серьезных причин.

Во-первых, энергетический уголь является одним из наиболее «грязных» видов ископаемого топлива, поэтому многие страны, особенно экономически развитые, сознательно ограничивают его долю в энергетическом балансе, стремясь заместить его альтернативными видами энергии (в частности, данная тенденция очень четко прослеживается в ряде европейских стран). Примечательно, что долгое время развивающиеся страны фактически не принимали участия в этой «экологической гонке», однако несколько лет назад ситуация изменилась, причем кардинально. Китай, являющийся крупнейшим мировым потребителем энергетического угля и занимающий на нем более 50%, объявил о намерении уменьшить его потребление (по крайней мере, в крупных городах) из-за сильного загрязнения окружающей среды. Сейчас в стране разработан специальный план, согласно которому в период с 2015 по 2020 год, потребление энергетического угля снизится на 160 млн. тонн за счет развития альтернативных видов энергетики (ядерной энергетики, гидроэнергетики, солнечной и ветряной энергетики).

Мало того, для поддержки национальных производителей китайское правительство ввело повышенные требования к качеству импортного угля (в общем случае в Китай запрещен импорт угля с содержанием серы свыше 3% и зольностью более 40%) и импортную пошлину на него в размере от 5% до 6% (в зависимости от марки угля).

Во-вторых, в настоящий момент рынок энергетического угля, не смотря на чрезвычайно неблагоприятную ценовую конъюнктуру остается профицитным: по разным оценкам, избыточное предложение на рынке составляет от 10 млн. тонн до 30 млн. тонн. Дополнительные риски создает и то, что крупнейшие экспортеры энергетического угля (например, США, Россия, Австралия) не собираются снижать объемы его добычи, всячески стремясь сохранить свою долю на мировом рынке. При этом существует вполне реальный шанс, что избыток предложения на рынке будет только возрастать (в частности, в 2014 году в Китае всерьез осуждалось снижение экспортных пошлин на энергетический уголь с текущих 10% до 3-5%, что неизбежно приведет к увеличению профицита на и без того «слабом» рынке).

Таким образом, фундаментально долгосрочные перспективы мирового рынка энергетического угля весьма туманны, однако в обозримом будущем – порядка 2-3 лет – на это рынка вполне возможно начало циклического роста (работая на рынке ETFs, инвестор может рискнуть и попробовать «поучаствовать» в нем путем инвестирования в биржевой фонд Market Vectors Coal ETF (KOL)).

По большому счету, хороший отскок рыночных цен на энергетический уголь способны стимулировать три фактора:

1) ускорение экономического роста в Индии, способного поддержать спрос на энергетический уголь (в этой стране уголь пока рассматривается как один из стратегически важных энергоносителей);

2) переоценка участниками рынка «антиугольной программы» Китая (по сути, планируемое сокращение потребления угля на национальном уровне составляет менее 4% от его текущего объема, поэтому даже при экономическом росте в пределах 4-5% в год в абсолютном выражении оно будет возрастать);

3) постепенно сокращение объемов предложения (даже при нежелании экспортеров снижать добычу энергетического угля свою роль начинает играть логистика, делая поставки с некоторых месторождений, особенно давно разрабатываемых, экономически не выгодными).





ДРУГИЕ НОВОСТИ
Инвестирование на рынке ETFs в страховые компании →
ETFs, инвестирующие в солнечную энергетику →
Австралийские ETFs – долгосрочная ставка на рост в Азии →
не интересно
средне
полезно
(Нет голосов)

Все права защищены и охраняются законом. All Etf © 2011-2018