В строке поиска вы можете ввести тикер или ключевые слова. Вам будет предложена подборка статей на нашем сайте, где упоминаются эти данные.
Наш канал в Telegram

ETFs, инвестирующие в компании, в которых велика доля женщин топ-менеджеров / 20 Ноября 2016

Подавляющее большинство инвестиционных стратегий, применяемых частными и институциональными инвесторами на мировом рынке биржевых фондов, смело можно называть «традиционными» стратегиями: в подавляющем большинстве случав при формировании инвестиционных портфелей они ориентируются на ставшие классическими способы отбора активов. Тем не менее, периодически на глобальном рынке ETFs появляются новые и нередко весьма оригинальные инвестиционные идеи, на основе которых со временем формируются соответствующие стратегии инвестирования.

Одной из таких прорывных инвестиционных идей, стремительно завоевывающих популярность по всему миру, является идея инвестирования в «гендерное разнообразие». По оценкам инвестиционного банка Morgan Stanley, по итогам 2015 года «фактор гендерного разнообразия» стал одним из ключевых факторов, влияющих на принятие инвестиционных решений, а общая сумма активов инвесторов, так или иначе принимающих его в расчет, в настоящий момент превышает 600 млрд. долл.

Суть самой идеи «гендерного разнообразия» очень проста: она предполагает, что в качестве объектов для вложений инвестор выбирает акции тех компаний, в которых относительно велика доля женщин.

Многочисленные исследования, проведенные на протяжении последних лет, позволяют сделать несколько довольно любопытных эмпирических выводов об акциях таких компаний:

1) по сравнению со средним уровнем (в таком качестве обычно рассматривается национальный индекс широкого рынка) акции компаний, в которых велика доля женщин отличаются более высоким уровнем доходности: в зависимости от выбранного периода и продолжительности конкретного исследования «гендерная премия» составляла от 2% до 5% годовых;

2) акциям компаний с высоким удельным весом женщин присущ более низкий уровень волатильности – в среднем она на 10-15% ниже;

3) для подобных компаний характерен очень низкий «уровень конфликтности»: они почти в 2 раза реже вступают в корпоративные конфликты (кстати, в таких компаниях намного меньше и акционерных конфликтов);

4) для таких компаний характерен более тщательный контроль за уровнем долговой нагрузки и, как правило, более консервативная политика заимствований;

5) менеджмент таких компаний значительно реже инициирует масштабные сделки по слияниям и поглощениям.

У данной инвестиционной стратегии есть две разновидности: первая предполагает, что оптимальным вариантом является приобретение акций тех компаний, в которых велика доля женщин топ-менеджеров (отдельные эксперты считают, что «необходимым и достаточным критерием» является тот факт, что женщина является «первым лицом» компании), в то время как вторая ее разновидность исходит из того, что большей привлекательностью обладают компании, в которых женщины преобладают не только среди топ-менеджмента, но и на других уровнях управления (некоторые специалисты предлагают учитывать в качестве «ключевой цифры» долю женщин в общей численности сотрудников компании).

На практике широкое распространение получила первая разновидность стратегии «гендерного разнообразия», причем исключительно по причине недостатка информации, особенно в развивающихся странах. Дело в том, что на протяжении длительного периода времени в национальном законодательстве многих стран не было требований о регулярном раскрытии информации о структуре сотрудников по половому признаку (ситуация начала меняться лишь в 2010 году, когда Организация объединенных наций внедрила индекс гендерного неравенства, а немного позднее другие международные организации предложили индексы гендерного равенства и гендерного разрыва). Однако вплоть до настоящего времени систематическое предоставление исчерпывающей информации об уровне «гендерного разнообразия» в публичных компаниях характерно лишь для ограниченного количества стран (наиболее подробная статистика по данному вопросу сейчас обнародуется в Европейском союзе и США).

Что же касается топ-менеджмента компаний, акции которых торгуются на биржевом рынке, то он априори довольно публичен. По крайней мере, любой частный инвестор вполне в состоянии найти всю необходимую информацию о руководителе и совете директоров интересующей его компании в ее официальных документах (как правило, все он представлены на корпоративном сайте компании или на общедоступных информационных ресурсах).

Согласно последнему исследованию, подготовленному экспертами Всемирного экономического форума, пока ни одна страна не смогла обеспечить «гендерного паритета», предполагающего абсолютное равноправие мужчин и женщин. Такой вывод позволяют сделать проведенные ими расчеты коэффициента гендерного разрыва: чем ближе значение этого показателя к единице, тем выше уровень равноправия мужчин и женщин, оцениваемого по таким категориям как «экономическое участие и карьерные возможности»; «образование»; «здоровье и выживание»; «политические права и возможности». Если значение этого показателя равно нулю, то интерпретируется как абсолютное неравноправие, предполагающее полное отсутствие прав у женщин, а если он превышает единицу, то это рассматривается как «гендерный дисбаланс» со стороны женщин, хотя в действительности такая ситуация не наблюдалась ни разу за всю историю расчета индекса гендерного разрыва.

Таблица 1

Страны, отличающиеся наибольшим и наименьшим значением индекса гендерного разрыва

 

Страна

Индекс гендерного разрыва

1

Исландия

0,874

2

Финляндия

0,845

3

Норвегия

0,842

4

Швеция

0,815

5

Руанда

0,800

6

Ирландия

0,797

7

Филиппины

0,786

8

Словения

0,786

9

Новая Зеландия

0,781

10

Никарагуа

0,780

135

Ливан

0,598

136

Кот-д’Ивуар

0,597

137

Марокко

0,597

138

Мали

0,591

139

Иран

0,587

140

Чад

0,587

141

Саудовская Аравия

0,583

142

Сирия

0,567

143

Пакистан

0,556

144

Йемен

0,516

Источник: Всемирный экономический форум

 

Объективно существующее гендерное неравенство приводит к тому, что биржевые фонды, реализующие идею «гендерного разнообразия», вынуждены использовать достаточно «мягкие» критерии для отбора акций компаний в состав своих инвестиционных портфелей.Самым распространенным является так называемый «парный критерий» (он же «критерий или-или»), предполагающий, что акции отдельно взятой компании могут быть включены в состав портфелей «гендерных» фондов, или если руководителем компании (CEO) является женщина, или если в совете директоров компании доля женщин превышает 25%. Кроме того, подобные фонды нередко используют целый ряд дополнительных «отборочных критериев» по уровню ликвидности, количеству акций в свободном обращении, рыночной капитализации и т. д.

В настоящий момент на рынке ETFs представлено всего два «гендерных фонда». Первый из них – Barclays Women in Leadership ETN (WIL), принесший инвесторам с начала текущего года по 18 ноября включительно 10,23%, а второй фонд – SPDR SSGA Gender Diversity Index ETF (SHE), с момента своего создания в марте 2016 года, подорожал на 9,39%.





ДРУГИЕ НОВОСТИ
ETFs, инвестирующие в кукурузу →
ETFs, инвестирующие в 3D печать →
ETFs, реализующие стратегию CANSLIM →
не интересно
средне
полезно
(Нет голосов)

Все права защищены и охраняются законом. All Etf © 2011-2018