ETFs, инвестирующие в индустрию общественного питания / 12 Января 2018 |
В настоящее время одним из основных рынков, на котором наиболее отчетливо проявляется изменение модели потребительского поведения в глобальном масштабе, является рынок общественного питания. Одним из ключевых преимуществ современного глобального рынка ETFs является возможность реализации на нем самых разных инвестиционных идей, причем даже в тех сегментах финансового рынка, которые «в обычной жизни» либо вообще не доступны частным инвесторам, либо изначально предполагают высокий уровень транзакционных издержек в сочетании со значительным уровнем инвестиционной активности (иными словами, для получения приемлемого уровня доходности инвестор должен постоянно отслеживать ситуацию на выбранном рынке).Как свидетельствует международная практика, основой огромного количества инвестиционных идей является изменение потребительских предпочтений, при этом чем более существенным по своим масштабам и долгосрочным оно является, тем более серьезную прибыль способны принести инвестиционные стратегии, «принимающие во внимание» их трансформацию. Необходимо отметить, что «кардинальное» изменение потребительских предпочтений происходит не так уж и часто: обычно «принципиальная перестройка» модели потребительского поведения происходит в условиях «серьезных потрясений» (социальных, политических, экономических и пр.), которые сопровождаются быстрым «разрушением» прежней модели потребительского поведения и стремительным «рождением» новой модели, базирующейся на новых «жизненных реалиях». На практике значительно чаще встречается сценарий «постепенной трансформации» модели потребительского поведения. В этом случае общая модель поведения потребителя остается практически неизменной: изменения носят ярко выраженный точечный характер и связаны с изменением поведения потребителя на каком-то конкретном рынке (как вариант – нескольких достаточно тесно взаимосвязанных между собой рынках). Традиционно даже «локальные» изменения в модели потребительского поведения достаточно сильно растянуты во времени, т. е. они происходят постепенно, при этом они зачастую происходят крайне неравномерно. В настоящее время одним из основных рынков, на котором наиболее отчетливо проявляется изменение модели потребительского поведения в глобальном масштабе, является рынок общественного питания. Дело в том, что постепенное увеличение доходов населения, наиболее отчетливо проявляющееся в развивающихся экономиках, в сочетании со значительным ускорением ритма жизни привело к тому, что общей тенденцией для многих национальных рынков стало увеличение расходов на питание вне дома, в том числе и в заведениях общественного питания. До мирового экономического кризиса 2008 года данная тенденция являлась безусловно преобладающей, причем она затрагивала все сегменты рынка общественного питания. После кризиса темпы роста доходов замедлились, и потребители начали экономить, но при этом сама тенденция не изменилась. В итоге в наиболее выигрышном положении оказались заведения общественного питания, работающие преимущественно в эконом-сегменте, находящиеся буквально «на стыке» этих тенденций, из которых «наиболее приспособленными» к изменяющимся рыночным условиям оказались сети быстрого питания (фаст-фуда). Помимо высокой скорости обслуживания (меню подобных заведений общественного питания традиционно состоит из блюд и напитков, требующих минимума времени для их приготовления) и умеренной стоимости сети фаст-фуда характеризуются высоким уровнем автоматизации процессов, позволяющим обеспечить им высокий уровень масштабируемости (практически все крупные сети фаст-фуда являются глобальными). С точки зрения частных инвесторов, рассматривающих общественное питание в качестве потенциальной области для вложения средств, «вхождение» в ресторанный бизнес через рынок биржевых фондов обладает целям рядом преимуществ. Во-первых, по сравнению с самостоятельным инвестированием значительно снижается «порог входа» в сегмент общественно питания. Современная индустрия ETFs дает возможность начинать инвестирование с суммы порядка 100-200 долл. США. К примеру, единственный представленный на рынке специализированный фонд USCF Restaurant Leaders Fund (MENU), инвестиционный портфель которого состоит преимущественно из акций сетей быстрого питания, дает возможность «стартовать» с суммой всего 20 долл. Во-вторых, мировой рынок ETFs позволяет вкладывать в этот бизнес с минимальным уровнем издержек: биржевые фонды, специализирующиеся исключительно на «ресторанном бизнесе», предполагают издержки на уровне 0,5-0,6%, а более «широкое» фонды, инвестирующие не только в общественное питание как таковое, но и непосредственно в производство продуктов питания, за счет представленности на большем числе локальных рынков несут издержки в пределах 0,7-1,0%. В-третьих, рынок биржевых фондов обеспечивает приемлемый уровень диверсификации. Дело в том, что практически каждая крупная сеть общественного питания имеет ярко выраженную «специализацию», которая может выражаться совершенно по-разному («акцент» на определенной кухне или отдельных блюдах (как вариант – напитках); стандартах обслуживания (высокая скорость приготовления пищи или ее доставки); регулярности обновления меню и т. п.), но при этом именно она делает сеть «уникальной» с точки зрения потребителей. При этом даже на наиболее развитых национальных рынках акций обычно представлены далеко не все крупные сети общественного питания, поэтому самостоятельное инвестирование на локальных фондовых рынках чаще всего приводит к явному «перекосу» портфелей в пользу тех или иных эмитентов. Следует обратить внимание на тот факт, что индустрия общественно питания в целом имеет огромный и, что чрезвычайно важно, долгосрочный потенциал роста, который в глобальном масштабе, скорее всего, будет раскрываться за счет развивающихся экономик. Это связано в тем, что в экономически развитых странах, не смотря на существование определенных региональных отличий, потенциал дальнейшего развития общественно питания серьезно ограничен, прежде всего, в силу того, что питание вне дома уже является весьма распространенным, а, в частности, в США и ряде европейских стран – преобладающим. Что же касается развивающихся стран, то в них «уровень проникновения» общественного питания в среднем значительно ниже (по сути, эта индустрия получила хорошее развитие только в крупных городах и туристических центрах), а на «региональном уровне» заведения общественно питания представлены достаточно слабо. Помимо этого, приятный сюрприз инвесторам в индустрию общественного питания могут стать «фронтирные экономики», которые, не смотря на свои относительно небольшие размеры, могут позитивно повлиять на весь глобальный бизнес общественно питания, так как именно этих странах возможен «скачкообразный» рост спроса на питание вне дома (в основном – за счет того, что в этих странах изменение модели потребительского поведения, находится на начальной стадии). ДРУГИЕ НОВОСТИ ETFs, инвестирующие в животноводство → ETFs, инвестирующие в спиртные напитки → ETFs, инвестирующие в кибербезопасность → |
не интересно |
средне |
полезно |
(Голосов: 2, Рейтинг: 2) |