В строке поиска вы можете ввести тикер или ключевые слова. Вам будет предложена подборка статей на нашем сайте, где упоминаются эти данные.
Наш канал в Telegram

ETFs, инвестирующие в беспилотные летательные аппараты / 24 Октября 2016

На протяжении последних нескольких лет инвестирование в высокие технологии стало одним из самых «модных» на финансовых рынках, причем и частые, и институциональные инвесторы готовы вкладывать свои деньги в перспективные технологии самыми разными способами – начиная от вложений в перспективные (или, как минимум, представляющиеся таковыми) научные разработки и заканчивая «входом» в «готовые» технологии, проверенные в реальных условиях.

В зависимости от выбранного варианта вложений в «идею высоких технологий» будут очень сильно отличаться предполагаемый срок инвестирования (чем «дальше» от использования на практике будет находится разрабатываемый продукт, услуга или технология, тем дольше инвесторы придется ждать получения дохода), величина «входного порога» (чаще всего, наиболее «демократичен» порог входа у тех технологий, которые либо очень близки к началу массового использования, либо уже начали применяться в реальной жизни, но еще не успели получить широкого распространения) и ожидаемая доходность инвестирования (как свидетельствует практика, заработать можно на самых разных высоко технологичных проектах, однако «фантастическую» доходность обычно приносят те их них, в которые инвесторы не побоялись вложиться еще на уровне «интересной идеи»).

Стоит отметить, что новых продуктов, с одной стороны, обладающих значительным потенциалом использования в разных отраслях экономики, и, с другой стороны, готовых, пусть и с некоторыми оговорками, «к выходу в мир» и, тем более, уже тестируемых на практике, на самом деле не так и много. В значительной степени это связано с тем, что более 50% профинансированных научных разработок не приносят ожидаемого результата (по сути, оказываются «пустышками»), около 30% являются нецелесообразными с экономической точки зрения (проще говоря, по отдельным параметрам они значительно уступают уже существующим технологиям) и еще порядка 18% представляют собой узко специализированные разработки, отличающиеся очень ограниченным объемом рынка (мало того, далеко не всегда такие рынки «открыты для всех желающих»).

В настоящий момент одной их таких технических новинок, стремительно ворвавшейся на мировой рынок, можно считать беспилотные летательные аппараты.

Примечательно, что сама по себе идея создания относительно небольших (по сравнению с пилотируемыми) летательных аппаратов для решения специфических задач возникла довольно давно: еще в 30-е годы прошлого столетия прошли первые испытания беспилотных летательных аппаратов, завершившиеся довольно успешно. Одно очень долгое время эти аппараты, получившие название «беспилотников», использовались исключительно в военных целях: сначала они использовались в качестве движущихся мишеней, а затем, по мере развития фото и видеосъемки, стали использоваться преимущественно в разведывательных целях (так, современный военный беспилотник способен пролететь порядка 4000 км, может находится в полете более 24 часов и подниматься на высоту более 20 км).

В последние годы очень широкое распространение стали получать ударные беспилотники, основным преимуществом которых по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами является их низкая стоимость (в частности, по оценкам Министерства обороны США, боевой беспилотник стоит, как минимум, в 10-12 раз дешевле по сравнению с пилотируемым летательным аппаратом). Кроме того, военные беспилотники минимизируют (в реальности – практически до нуля) вероятность человеческих потерь, намного проще и дешевле в обслуживании и не требуют создания дорогостоящей специализированной инфраструктуры.

Однако «точечно» инвестировать в беспилотные летательные аппараты военного назначения на практике чрезвычайно сложно: многие их производители работают исключительно на оборонный заказ и потому совершенно не стремятся к публичности, в том числе и к первичному размещению своих акций на биржах (можно отметить лишь единичные случаи, когда производство беспилотников военного назначения осуществляется многопрофильными промышленными холдингами, но для них это направление деятельности не является приоритетным и, соответственно, оно не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на общий финансовый результат).

Необходимо заметить, что гражданские беспилотные летательные аппараты (в отличие от военных их чаще всего называют дронами) появились относительно недавно: первые «мирные» аппараты появились лишь в 2000 году, причем на протяжении почти всего первого десятилетия с момента их разработки из-за практически полного отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы распространение «гражданских» беспилотных летательных аппаратов шло крайне медленно. Как это ни парадоксально, мощный импульс для развития этой технологии лад мировой финансово-экономический кризис 2008 года, оказавшийся крайне болезненным для традиционного авиастроения: именно после него многие клиенты, вынужденно ставшие намного более «прижимистыми», начали активный поиск альтернатив услугам довольно дорогой «обычной» гражданской авиации.

Буквально за несколько лет выяснилось, что дроны, обладая очевидными экономическими преимуществами, способны решать широчайший круг задач. Например, согласно прогнозам специалистов из Европейского союза, в перспективе 3-4 лет наиболее интересными направлениями коммерческого использования дронов будут являться:

1) тушение пожаров («пожарные» дроны позволяют заметить специальные отряды пожарных, традиционно направляемых на место возгорания для составления «карты» пожара, которая применяется при разработке стратегии борьбы с огнем, причем в конце 2015 года прошли первые испытания «парных пожарных дронов»: один аппарат идентифицирует и определяет место возгорания, а второй – набирает воду из ближайшего водоема и «занимается» непосредственно тушением пожара);

2) сельское хозяйство (в частности, дроны дают возможность осуществлять мониторинг состояния посевов или качества проведенных работ практически в любую погоду, за исключением сильного ветра, дождя или снега, в то время как альтернативная технология – получение снимков с космических спутников – отличается довольно низкой оперативностью (2-3 снимка одного участка в течение месяца) и вообще не позволяет получать снимки приемлемого качества в условиях облачности);

3) энергетика, в которой дроны могут использоваться для регулярного мониторинга состояния используемой инфраструктуры (например, в электроэнергетике – для оценки состояния линий электропередач, в нефте- и газодобыче – для мониторинга состояния трубопроводов);

4) строительство, в котором дроны могут эффективны при строительном надзоре;

5) картография, в которой дроны применяются для составления, уточнения и детализации карт, особенно в труднодоступных районах.

Очевидно, что потенциальный перечень отраслей, в которых могут использоваться дроны, чрезвычайно широк и, скорее всего, в будущем он будет только увеличиваться, хотя бы потому, что в «дроностроении» уже сейчас происходит постепенный концептуальный переход от создания дронов, которые могут только «наблюдать», к созданию дронов, которые могут не только «наблюдать», но и «делать», т. е. при определенных условиях совершать определенные, заранее запрограммированные операции, имеющие явную тенденцию к усложнению.

Сейчас на мировом рынке ETFs у инвесторов есть возможность вложиться в перспективную идею распространения беспилотных летательных аппаратов через фонд Pure Funds Drone Economy Strategy ETF (IFLY), созданный в марте 2016 года.

 





ДРУГИЕ НОВОСТИ
Сырьевые ETFs: макроэкономические проблемы против «горячих денег» →
ETFs, инвестирующие в «облачные технологии» →
ETFs, инвестирующие в облигации развивающихся рынков →
не интересно
средне
полезно
(Нет голосов)

Все права защищены и охраняются законом. All Etf © 2011-2018