В строке поиска вы можете ввести тикер или ключевые слова. Вам будет предложена подборка статей на нашем сайте, где упоминаются эти данные.
Наш канал в Telegram

ETFs фронтирных рынков

В настоящее время все существующие рынки акций подразделяются на 3 большие группы: развитые, развивающие и фронтирные (пограничные) рынки, причем, если первые две известны участникам рынка уже довольно давно и имеют устоявшуюся структуру, то пограничные рынки могут смело считаться инвестиционной экзотикой.

Считается, что сам термин «фронтирные рынки» возник в начале 90-х годов прошлого века для обозначения небольших, не очень ликвидных и ограниченно интегрированных в мировую экономику национальных рынков, однако вплоть до середины 2000-х годов он не был известен широкому кругу инвесторов, которые предпочитали инвестировать в «понятные» для себя рынки.

Первый по-настоящему серьезный всплеск инвестиционного интереса к пограничным рынкам пришелся на самый конец 2007-начало 2008 года, когда участники рынка рассчитывали на некоторое «смещение» центров экономического роста в мире (проще говоря, инвесторы верили, что вслед за крупными развивающимися рынками рано или поздно «выстрелят» и пограничные рынки). Мировой финансово-экономический кризис 2008 года быстро разрушил чересчур оптимистичные надежды инвесторов на серию «локальных экономических чудес» в пограничных экономиках, однако полностью «перекрыть» «ручеек» иностранного капитала, поступавшего на них, он не смог.

«Второе рождение» пограничных рынков пришлось на 2014 год, когда наиболее осторожные и дальновидные инвесторы четко осознали, что грядущее повышение процентных ставок Федеральной резервной системой США в сочетании с «исчерпанием» моделей экономического роста в крупнейших развивающихся странах способно привести к тому, что многие привычные инструменты инвестирования продемонстрируют «безусловно разочаровывающую» доходность. По большому счету, в складывающейся ситуации на мировом рынке акций можно было или попробовать «отсидеться» в классических защитных активах (к примеру, в акциях с высоким уровнем дивидендной доходности), или попробовать найти акции, имеющие своеобразный иммунитет к «глобальным потрясениям». Собственно, своеобразная «замкнутость» фронтирных рынков – их ориентированность на происходящее внутри страны и крайне незначительная доля иностранных инвесторов – стали восприниматься как большое и несомненное преимущество.

Примечательно, что сейчас в сознании инвесторов пограничные рынки воспринимаются как более или менее однородная группа финансовых рынков (по аналогии с развитыми и развивающимися), хотя в действительности это совсем не так, в частности, пока не существует сколько-нибудь устоявшегося «списка» фронтирных рынков (доходит до того, что одни участники рынка относят к пограничным порядка 20-25 национальных рынков акций, а другие – включают в эту группу более 100 различных рынков). Если ориентироваться на структуру одного из самых известных индексов фронтирных рынков – MSCI Frontier Markets 100 Index, то в нем велика доля Кувейта, Аргентины, Нигерии, Пакистана, Кении, Омана, Марокко, Румынии, Бангладеша и Вьетнама (в совокупности на эти страны приходится более 85% в структуре данного индекса). Безусловно, этими странами перечень фронтирных рынков не ограничивается: многие аналитические и консалтинговые компании также относят к ним, в частности, Бахрейн, Ботсвану, Болгарию, Вьетнам, Нигерию, Тунис и Шри-Ланку.

Тем не менее, в настоящее время мнения инвесторов относительно привлекательности пограничных рынков кардинальным образом разделились на «сторонников», «не замечающих» и «противников», причем нельзя не признать того, что в каждой из этих точек зрения имеется свое рациональное зерно.

Так, сторонники инвестирования в пограничные рынки полагают, что именно они станут новым драйвером развития мировой экономики, хотя и признают, что в текущих экономических реалиях это произойдет далеко не сразу. Общая логика рассуждений этой группы инвесторов довольно проста: они полагают, что, по крайней мере, большая часть пограничных рынков сможет повторить путь, пройденный развивающимися рынками в течение нескольких последних десятилетий, причем, по их мнению, фронтирные рынки могут надолго стать лидерами по темпам экономического роста (в обозримой перспективе развитые рынки будет тормозить перегруженный долгами государственный сектор, а развивающие рынки будут вынуждены преодолевать накопившиеся структурные проблемы). В рамках это инвестиционной логики инвестирование во фронтирные рынки – это долгосрочная ставка на их «догоняющее развитие» (именно при таком развитии пограничные рынки будут обладать серьезными конкурентными преимуществами).

Вторая группа инвесторов, являющаяся в настоящее время самой многочисленной и  «не замечающая» пограничных рынков, в целом относится к ним абсолютно нейтрально, и отказывается от инвестирования в них по одной единственной причине: по сравнению с развитыми и крупнейшими развивающимися рынками пограничные рынки чрезвычайно малы по своему объему (иными словами, действительно большим деньгам на них просто негде развернуться). Например, в настоящее время совокупная капитализация всех рынков акций африканских стран меньше капитализации индийского рынка акций, т. е. на пограничных рынках и время в хода в инвестиционную позицию, и время выхода из нее для крупных инвесторов будет очень продолжительным (вплоть до нескольких месяцев).

Третья группа инвесторов – «противники» пограничных рынков – считает, что перспективы роста этих рынков как некого отдельного класса активов сильно преувеличены. Пограничные рынки чрезвычайно сильно отличаются друг от друга и к том уже характеризуются аномально высоким уровнем риска, который периодически реализуется и приводит к существенным потерям инвесторов (из последних примеров можно привести «арабскую весну» (2010-2011 годы), второй дефолт Аргентины (2014 год), вооруженный конфликт на Украине (2014-2015 годы)). Кроме того, на многих пограничных рынках существует серьезная проблема с получением объективной информации как о состоянии дел в национальной экономике в целом (например, даже ключевые статистические данные на пограничных рынках нередко обнародуются в ограниченном объеме, причем своеобразной «нормой» является периодический, иногда кардинальный, пересмотр данных), так и в отдельных компаниях (подавляющее большинство компаний с пограничных рынков ориентируется на национальные стандарты финансовой отчетности, которые далеко не всегда сопоставимы с международными).

Практика показывает, что на текущий момент времени ближе всего к истине «противники» фронтирных рынков: с начала 2015 года динамика пограничных рынков акций хуже как по сравнению с развитыми, так и с развивающимися рынками (в частности, биржевой фонд MSCI Frontier 100 Index Fund (FM) потерял с начала года 13,33%, бумаги фонда Frontier Markets ETF (FRN) упали в цене на 18,16%, а фонд Next Emerging & Frontier ETF (EMFM) «похудел» сразу на 21,16%). Тем не менее, совсем забывать об их существовании инвесторам не стоит: как показывает практика, пограничные рынки очень быстро эволюционируют и, вполне возможно, что через 3-5 лет наиболее «прогрессивные» их них смогут достойно конкурировать за деньги инвесторов с развивающимися рынками.





ДРУГИЕ НОВОСТИ
ETFs, специализирующиеся на обратном выкупе акций →
ETFs развивающихся рынков →
Рост ставок: лучшие и худшие фонды облигаций →
не интересно
средне
полезно
(Голосов: 3, Рейтинг: 3)

Все права защищены и охраняются законом. All Etf © 2011-2018