В строке поиска вы можете ввести тикер или ключевые слова. Вам будет предложена подборка статей на нашем сайте, где упоминаются эти данные.
Наш канал в Telegram

ETFs развитых рынков

При огромном разнообразии инвестиционных стратегий, которые могут быть реализованы на глобальном рынке биржевых фондов, все они могут быть достаточно четко разделены на две большие группы.

Первую группу можно называть стратегиями «точечного роста» – эти стратегии пытаются использовать такое свойство финансовых рынков как неравномерность (или асимметричность), которое заключается в том что при одних и тех же «стартовых» условиях отдельным активам удается «вырваться вперед» и показать впечатляющую динамику. Соответственно, основной целью частных и институциональных инвесторов, являющихся приверженцами подобных стратегий, является целенаправленный поиск тех активов, которые в обозримой перспективе способны обогнать рынок в целом (в идеале – оказаться среди лидеров рынка). Как правило, эта группа стратегий оказывается чрезвычайно востребованной в периоды нахождения рынка в боковом коридоре (как свидетельствуют многочисленные исследования, проведенные независимо друг от друга, в «состоянии относительного покоя» подавляющее большинство финансовых рынков находится не менее 60-65% времени).

Вторая группа стратегий – это стратегии «фронтального роста», изначально ориентированные на формирование широко диверсифицированного инвестиционного портфеля и «эксплуатирующие» асинхронность динамики отдельных классов активов. В мировой практике стратегии «фронтального роста» нередко называют «стратегиями для ленивых», так как они подразумевают, что инвестору достаточно «вычислить» тот класс активов, который в условиях складывающейся рыночной конъюнктуры обладает высоким уровнем инвестиционной привлекательности. Такие стратегии лучше всего показывают себя на ярко выраженных трендовых рынках, причем, как это ни парадоксально, направление господствующего тренда не имеет особого значения.

Проиллюстрировать принципиальную разницу между этими стратегиями можно на условном примере. Предположим, что есть два инвестора (один – сторонник стратегии «точечного роста», второй – сторонник стратегии «фронтального роста»), которые исходят из одного и того же предположения – в ближайшей перспективе интересными объектами для инвестиций могут стать драгоценные металлы. Тем не менее, принятые ими инвестиционные решения будут заметно отличаться: первый инвестор попытается выделить один единственный металл, который может подорожать сильнее всех остальных, а второй – не будет «заморачиваться» и приобретет все драгоценные металлы в равных долях.

Стоит  подчеркнуть, что в условиях неопределенности более предпочтительными являются стратегии «фронтального роста»: фактически они дают возможность значительно снизить риски, присущие отдельным активам, за счет эффекта диверсификации. Кроме того, именно такие стратегии позволяют инвесторам достаточно комфортно пережить периоды турбулентности на финансовых рынках, которыми всегда сопровождаются структурные изменения, происходящие в мировой экономике.

Можно констатировать, что в настоящий момент стратегии «фронтального роста» являются наиболее адекватными ситуации складывающейся в мировой экономике, которую можно однозначно охарактеризовать как «горькое разочарование в развивающихся рынках». По сути, сейчас можно наблюдать постепенный «исход» инвесторов с развивающихся рынков, который при дальнейшем ухудшении ситуации вполне может смениться паническим бегством с них. Мало того, есть очень серьезные основания полагать, что смещение инвестиционных акцентов с развивающихся на развитые рынки является не «данью инвестиционной моде», а долгосрочной тенденцией, которая только начинает набирать обороты.

Для того, чтобы разобраться, что происходит с потоками капитала сейчас, необходимо оглянуться назад и попытаться ответить на вопрос: что же так привлекало инвесторов на развивающихся рынках на протяжении последнего десятилетия?

Во-первых, на развивающихся рынках инвесторов привлекали высокие темпы экономического роста, которые в среднем были примерно в 2 раза выше, чем на развитых рынках, а в отдельных случаях (например, в Китае) – в 3 раза и более.

Во-вторых, серьезным аргументом в пользу вложений в развивающиеся рынки была дешевая ликвидность, т. е. инвесторы имели реальную возможность привлекать заемный капитал по минимальным ставкам на довольно продолжительный срок.

Сейчас ситуация стала меняться, причем очень существенно, и обе «инвестиционные фишки» развивающихся рынков начали стремительно терять свою актуальность.

Так, в 2015 году стало ясно, что идея опережающего роста развивающихся стран по сравнению с развитыми исчерпала себя. Например, судя по предварительным данным в текущем году из стран BRICS только Индия сможет продемонстрировать более высокие темпы роста ВВП по сравнению с 2014 годом, Китай и Южная Корея продолжат рост, но более скромными темпами, а Бразилия и Россия – вообще скатятся в рецессию.

Столь быстрый переход от роста к спаду обусловлен особенностями моделей экономического роста большинства развивающихся стран: преимущественно они ориентированы на внешние рынки (через наращивание экспорта). Соответственно, как только на экспортных рынках возникают проблемы, развивающиеся страны сталкиваются с банальным кризисом перепроизводства: по сути, они в состоянии много производить, но просто не в состоянии много продавать (емкость внутреннего рынка в развивающихся странах обычно на порядок меньше емкости внешних рынков, как минимум, за счет меньшей покупательной способности населения).

Очевидно, что переориентация любой национальной экономики с внешнего на внутренний рынок – это сложный и весьма болезненный процесс, который в силу объективных причин не может завершиться быстро. Как показывает практика, подобные структурные перестройки в зависимости от масштаба экономики могут занимать от 10 до 30 лет и более, причем даже самые прогрессивные развивающиеся страны находятся пока в самом начале пути (тот же Китай движется в этом направлении в течение последних 4-5 лет).

Что же касается дешевой ликвидности, то «эра аномально дешевых денег» очень близка к своему логическому завершению: уже в конце 2015 года Федеральная резервная система США может положить начало глобальному циклу повышения процентных ставок (пока большинство специалистов ожидает, что американские монетарные власти пойдут по пути «постепенного роста» ставок).

С учетом имеющих место общих тенденций привлекательность развивающихся рынков будет только сокращаться: у инвесторов просто не остается весомых аргументов для вложений в рынки акций развивающихся стран – развитые страны в настоящее время выглядят намного интереснее (темпы их роста сопоставимы с темпами роста развивающихся стран, однако развитые страны демонстрируют постепенное ускорение экономики, а развивающие, напротив, – ее торможение, причем рост в развитых странах в основном базируется на внутреннем спросе).

Необходимо заметить, что динамика ETFs с начала года  наглядно иллюстрирует эту тенденцию: если ETFs развитых рынков демонстрируют скромный рост (например, фонд iShares MSCI EAFE ETF (EFA) прибавил с начала года 2,04%, Core MSCI EAFE ETF (IEFA) – 3,07%, MSCI EAFE Dividend Growers ETF (EFAD) -3,60%), то ETFs развивающихся рынков, наоборот, подешевели (в частности, Emerging Markets ETF (VWO) потерял 7,76%, iShares MSCI Emerging Markets ETF (EEM) – 7,85%, SPDR S&P Emerging Markets Small Cap ETF (EWX) – 9,66%).

 





ДРУГИЕ НОВОСТИ
Проблемы бразильской экономики: всерьез и надолго →
ETFs, инвестирующие в нефть →
Кризис на фондовом рынке Китая: продолжение следует →
не интересно
средне
полезно
(Нет голосов)

Все права защищены и охраняются законом. All Etf © 2011-2018